Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Галыгина Г.В. "Спешите видеть!"

На рубеже XIX-XX вв. в провинциальных городах, к которым относилась и Самара, публичных развлечений было немного. Именно поэтому горожане с нетерпением ожидали приезда в город различного рода гастролеров.

Одним из популярных развлечений, для публики, жаждавшей острых ощущений были паноптикумы – собрания редкостей и диковинных существ. Паноптикумы появились в середине XIX века и быстро обрели огромную популярность. Почти все они состояли из двух разделов: коллекции «раритетов» и «живых экспонатов». «Раритетами» были различные манекены, чучела, экзотические вещи, диорамы сцен охоты, экзотических городов и сражений, механические куклы и восковые фигуры. Кроме того, в паноптикумах часто устраивались особые анатомические кабинеты, где демонстрировали заспиртованные органы, плакаты и модели, показывавшие развитие различных болезней и т.д. Гастролировали подобные паноптикумы  в Самаре достаточно часто. Так в октябре 1884 г. газета «Самарский вестник» сообщала: «В скором времени прибудет  в город Самару большой анатомический музей восковых движущихся фигур Г. Боцво, который будет помещаться на Дворянской улице во вновь устроенном помещении во дворе Санина, против Благородного собрания. Подробности музея будут объявлены афишами».

В феврале 1886 г. в Самаре с гастролями побывал «знаменитый известный Музей Винтера», также открывшийся на Дворянской улице. Г-н Винтер сообщал: «Имею честь обратить внимание самарской публики, что музей мой, прославившийся по всей Европе и России, далеко превосходит и несравним с прочими музеями, в чем посетители легко могут убедиться. Музей открыт с 10 часов утра до 10 часов вечера и состоит из четырех отделений:

1) механические восковые фигуры,

2) испанская инквизиция,

3) панорама из художественных картин,

4) анатомически кабинет только для взрослых.

За вход в три отделения - 30 коп. Дети до 10 лет и нижние чины платят половину. Вход в анатомическое отделение 10 коп. только для взрослых; по пятницам – исключительно для дам. Гимназисты и воспитанники учебных заведений по 20 коп.  Надеюсь, что почтеннейшая самарская публика  почтит мой музей благосклонным вниманием». За время гастролей экспозиция музея обновлялась, о чем г-н Винетер также уведомлял свою публику: «Честь имею уведомить почтеннейшую публику, что в моем музее сделана вторая большая перемена картин и добавление восковых фигур. Уважаемые мои посетители могут сами убедиться, что вторая перемена гораздо интересней первой».

Летом 1913 года газета «Голос Самары» сообщала о том, что на Ильинской площади «по уменьшенным ценам первоклассный музей паноптикум открыт ежедневно с 10 часов утра до 11 часов вечера.  Вход в музей 15 и 20 коп. с правом на представление. Музей состоит из четырех отделений и 150 восковых фигур: исторических, зоологических и анатомических. При музее механический театр «Фантом», состоящий из 1000 механических фигур. Представления блестящие. Начало в будни с 4 часов в праздники - с 12 часов. Будут сыграны пьесы с разговором: «Иван-царевич», «1001 ночь», «Фауст», «Купец  в аду», «Дон Жуан», «Цезарь». Театр, бывший в Самаре несколько раз, всегда имел успех. Владелец В. А. Прокофьев».

Случалось, что на обозрение самарской публики выставлялись «раритеты» местного происхождения. Так в 1888 году на Острожной (Ильинской) площади демонстрировался «роскошный аквариум Войша». «Самарская газета» сообщала: «На днях нам пришлось видеть  только что законченный отделкой аквариум, художественно сделанный единолично обер-кондуктором Оренбургской железной дороги г. Войшем, проработавшим над ним девять лет. Энергия и труд г. Войша не пропали даром: из его духовного детища вышло вполне художественное произведение. Аквариум имеет 1 сажень высоты, 2 аршина длины, внизу 2,5 аршина и 1 аршин ширины, и сделан он из мелких камней которых пошло на него до 180 пород связанных между собой чистым портландским цементом. Между камнями есть: изумруд, александрит, малахит, лапис-лазурь, медный колчедан, барит, слюда, раух-топаз, кристалл бурого железняка и многое другое.

Аквариум разделен на две половины: пьедестал и над ним самый аквариум. На лицевой стороне пьедестала изображена больших размеров буква «А», а в ней помещена другая буква «А» меньших,  конечно, размеров и под ней римская цифра «III». Под первым «А» также помещена цифра «III». Вторые буквы и цифра, а равно и помещающаяся над ними корона сделаны из шлифованного белого и дымчатого топаза, изумруда, аметиста, перламутровых раковин и разноцветных камней. На боковых сторонах пьедестала художественно устроены небольшие гротики с фонтанами, в две струи каждый, и резервуарами для падающих из фонтанов струй.

Наверху, как мы сказали, помещается аквариум, посреди  которого из различных камней устроена скала, представляющая  собой изображение двуглавого орла,  который сделан из туфа и других разных пород камней. В этой скале также устроен фонтан, дающий три струи. С боковых сторон аквариума устроены особые гнезда, в стенки которых, примыкающих к аквариуму, можно вставлять цветные стекла и освещать воду электричеством. Вверху и внизу аквариума по углам  устроены также из разных камней вазы для живых цветов. Вверху же, кроме того, между угловыми вазами на боковых сторонах  аквариума поставлены две вазы для той же цели. В самом аквариуме, в скале, в нем помещенной, устроено пять ваз для водяных растений, и независимо от этого  пол аквариума будет усыпан черноземом и песком для насаждения также водяных растений.

Воды в аквариум входит до 22 ведер, причем вода вводится в аквариум и отводится из него при помощи особых труб, соединенных с водопроводом. Накачивать и откачивать воду можно без посторонней помощи.  В скором времени г. Войш предполагает отправить свой аквариум в Петербург, а до этого времени, как мы слышали, он будет открыт для обозрения публики. Несомненно, что последняя, по осмотре аквариума, не пожалеет о потраченном времени на этот осмотр и о деньгах, которые ей придется заплатить за вход, так как произведение г. Войша действительно вполне художественная вещь».

Однако, главные сборы в музеях-паноптикумах приносил так называемый «человеческий зоопарк» – экспозиции и шоу, где живых людей выставляли словно диковинных зверей. Великаны, волосатые дамы и прочие феномены путешествовали по всей стране, а то и по всем миру, на несколько недель останавливаясь в паноптикумах различных городов. Многие из них становились знаменитостями.  Некоторые устраивали сольные выступления, выставляя себя при театрах, или снимая отдельные помещения для демонстрации своего тела.

О причинах, по которым подобные зрелища имели успех, в свое время  писал А.М. Горький. В связи с приездом в 1895 году на гастроли в Самару лилипутов Костяцких он отмечал: «Всякому приятно видеть нечто такое, что еще уродливее, чем он сам, и что позволяет ему сделать лестное сравнение в свою пользу». Что же касается Костяцких, то они ему даже понравились. В том же фельетоне он писал: «В самом деле лилипуты Костяцкие очаровательны и танцуют как эльфы. Нужно было видеть польку-венгерку в их исполнении, чтобы поверить в грацию и красоту, с которой они танцевали».

В 1900 году в Самаре гастролировали «живые феномены» Маркиза Луиза и Маркиз Вольге. Афиши сообщали: «Только на короткое время!!! Дворянская улица, 68. Ежедневно с 11 часов до 9 вечера открыта выставка живых феноменов: маркизы Луизы и маркиза Вольге, которые проездом через Самару привезли с собой замечательное чудо природы - живой 8-летний мальчик с львиной гривой Степан Бибровский, родившийся в Варшавской губернии, как феномен настоящего времени. А также «наименьшее супружество» нашего времени: живые маркиза Луиза, 30 лет от роду, 29 дюймов высоты, весом 10,5 кг и маркиз Вольге, 39 лет от роду, 28 дюймов вышины, весом 9,5 кг, которые имели громадный успех во всех европейских городах, а также в Петербурге и в Москве, где были представлены многим высокопоставленным особам».

Также на рубеже XIX-XX вв. в России были популярны представления различных спиритов, медиумов и монтевистов. В 1886 году в Самаре гастролировал известный монтевист г-н Фельдман, о чем подробно сообщала «Самарская газета»: «Сегодня в зале коммерческого клуба назначен сеанс монтевиста Фельдмана, того самого Фельдмана, который заставил говорить о себе и очень много и очень долго всю столичную печать. Фельдман прибыл к нам из Казани, где сеансы его имели громадный успех.  По крайней мере, это удостоверяют местные газеты. Так, в «Казанских губернских ведомостях» читаем: «Опыты  Фельдмана отличаются  замечательной чистотой и быстротой исполнения. Перед началом сеанса г. Фельдман в нескольких словах пояснил публике, что собственно он не отгадывает, а воспринимает мысль индуктора. Пояснение это необходимо для тех лиц, которые  в такого рода опытах  видят своего рода фокусничество. Г. Фельдман  заявил, что задачи не должны иметь отвлеченного характера. Для составления проблем из публики вышло четыре человека, а г. Фельдман в сопровождении трех лиц был удален в дальнюю комнату. Задач было составлено шесть:

1) снять очки с господина, который сидит во 2 ряду на 23 номере, и, сняв свои, надеть их;

2) вынуть из кармана платок и выкупать его в бассейне;

3) вынуть трефового короля из колоды карт синего крапа и вручить его даме, сидящей в первом ряду;

4) раскрыть книжку «Русской мысли» и на 228 странице в 9 строке указать слово;

5) написать по-гречески слово «агапо;

6) вынуть из внутреннего бокового кармана одного офицера объявление и вычеркнуть в нем слово «пароходство».

Первые шесть задач были прочитаны публике, а содержание шестой контрольной было известно лишь лицам, составлявшим ее.

Г. Фельдман для решения предложенных ему задач избрал разных индукторов, предварительно испытав их каким-либо простым опытом. Между прочим, индуктором при решении третьей задачи (с картой) проводником  Фельдмана был профессор Д. А.Корсаков. Фельдман очень быстро, хотя и не совсем точно, решил ее, вынув из задуманной колоды не трефового короля, а туза. По этому поводу Д. А. Корсаков заявил, что он, не вполне усвоив задачу, сам спутался, и своей неверно сосредоточенной мыслью невольно ввел в заблуждение г. Фельдмана. Последний, впрочем, при самом начале опытов заявил, что раз индуктор будет путать в своих мыслях задачи, то спутает их и он. Все остальные задачи были разрешены безукоризненно, скоро точно и уверенно. Во весь сеанс г. Фельдман высказывал сильное нервное возбуждение и двигался настолько быстро, что индукторы едва поспевали за ним.

Особого внимания заслуживают следующие два опыта. Было задумано, чтобы г. Фельдман из-под шляпы, находящейся на вешалке № 41, взял кусок бумаги и передал его военному судье, сидевшему во втором ряду.  Задачу эту г. Фельдман разрешил с завязанными глазами на расстоянии, т. е. индуктор находился от него на расстоянии шага. Надо заметить, что вешалки в доме Дворянского собрания находятся внизу, и г. Фельдману приходилось спуститься со второго этажа по лестнице и отыскать 41-й номер среди целых сотен других номеров.

Последний номер был отгадывание  при посредстве так называемой «живой цепи». Экспериментатор из трех попавшихся ему на глаза субъектов составил цепь, к концу которой присоединил индуктора, знавшего содержание задачи, составленной двумя лицами в другой комнате; остальные звенья цепи содержание задачи не знали. Затем г. Фельдман взял за руку крайнего члена цепи (не индуктора) и быстро увлек компанию вниз в биллиардную, где, схватив кий, также быстро промчался с ним снова в залу. Тут он при дружных аплодисментах публики опустил кий в бассейн. Задача была разрешена верно. Кто-то спросил Фельдмана, почему он не дает публичных опытов гипнотизма. Последний справедливо заметил, что место таким опытам в больницах,  а не на подмостках».

Часто специалисты спиритизма делили сцену с иллюзионистами и  престидижитаторами (фокусниками, мастерство которых основано на быстроте и ловкости движений), нередко совмещая эти функции в одном лице. Так в апреле 1884 г. газета «Самарский вестник» сообщала: «В городском зимнем театре известный артист магических искусств, чревовещатель, спирит, солист на вновь изобретенном инструменте Верефон и виртуоз  на эоловой арфе С. Эпштейн-старший будет иметь честь дать большое магическое и фантастическое представление с туманными картинами, состоящее из высших опытов магии, чревовещания и концерта на эоловой арфе».

А в августе  1886 г.  в летнем театре Струковского сада демонстрировал свое искусство «известный спирит Жорж Роде». Как сообщала пресса, «большинство его фокусов отличались такой чистотой и ловкостью рук, что положительно приводили в изумление публику. Особенно удался г. Роде эксперимент с носовыми платками и окрашивание во всевозможные цвета золы, высыпанной в таз с водой. Вообще г. Роде проворностью рук  оставляет  далеко за собой своих товарищей по профессии,  коих нам удалось здесь видеть». Кроме самого «магика» Ж. Роде в представлении участвовала «шансонетная певица Анна Роде» и  «известные европейские артисты на двух цитрах: Ахенвальд и Эльшлегер». В заключение представления демонстрировались «живые картины».

С большим успехом проходили в Самаре выступления известного российского фокусника Леона Певзнера, посетившего Самару в 1892 году. «В зале коммерческого собрания европейский придворный иллюзионист и спирит профессор Леон Певзнер даст только одно грандиозное замечательное спиритическое представление в 3-х отделениях. В программу войдет много сенсационных новинок и спиритический сеанс «Пляска духов», объяснение нескольких интересных фокусов самым легчайшим способом для выполнения».

О выступлениях Л. Певзнера сохранились сведения в газетах г. Вильно: «Со связанными руками и ногами артист проделывает «спиритический фокус» (связанный и привязанный Певзнер играет на разных инструментах). Этот фокус исследовали Бутлеров, Менделеев и др. Зрители даже привязывают голову, тело артиста к кольцам. И все равно связанный за ширмой Певзнер играет, курит, стреляет из пистолета, приглашает за ширму зрителя, гладит его, даже снимает пиджак. Вещи выбрасывает через ширму. Сотрудники редакции «Виленского вестника» осмотрели ширмы, но не нашли ничего таинственного, никаких механизмов, никаких ассистентов. Ширмы маленькие, низкие, за ними еле помещается один человек. На полу ковер. Один зритель даже связал пальцы рук Певзнера медной проволокой. Все равно фокус удался, артист освободился сам. На прощальном представлении Л. Певзнер в первый раз показал спиритическую беседу и новейший сомнамбулизм (движение неодушевленных предметов, спиритическую пляску)».

Огромной популярностью у самарской публики пользовались выступления иллюзиониста Роберта Ленца,  неоднократно выступавшего в нашем городе. В ноябре 1884 г. афиши сообщали: «Придворный персидский артист Роберт Ленц будет иметь честь дать первое большое магико-физическое представление, состоящее из трех больших и интересных отделений весьма сложных номеров высшей химии, физики и в особенности ловкости рук. В заключение третьего отделения будет исполнен весьма эффектный опыт: быстрое и непонятное превращение мужчины в даму». Кроме того, в  программе, неоднократно обновлявшейся за время гастролей, значились:  «Живой оракул - предугадывание мыслей публики, чтение запечатанного», «в первый раз «Невидимая сила духа или Летающий стол и танцующая публика», «Роберт Ленц  в адских когтях», «Адский ужин Ленца», «Адская спиритическая палатка», «Хрустальный столик» - нигде никем еще не показано», «Показано в первый раз «Эшафот, смертная казнь» или отрубление головы живому человеку с объяснением секрета как делается эта удивительная операция». На специальных детских представлениях Р. Ленц демонстрировал «только опыты, которые занимательны, а также полезны для детей».

О выступлениях Ленца пресса писала: «Г-н Ленц и теперь в состоянии заставить публику удивляться оригинальности его опытов и восторгаться их исполнением. Все у него делается с чрезвычайною простотою, нет никакой маски таинственности, которою покрывают свои опыты другие престидижитаторы, а между тем все в то же время ловко и умно. Г-н Ленц все свои опыты делает в обычном своем восточном кафтане, с обнаженною рукою, на которой рукава засучены до локтей, и так не видимо для глаз публики у него в руках моментально являются те предметы, какие ему для фокусов нужны, живые ли существа или же громоздкие вещи. Оригинальны некоторые фокусы с картами, цифрами, с монетою, моментально перешедшею в клубок с нитками и т. п. Театр был почти полон, ловкому престидижитатору долго аплодировали».

Ю. Дмитриев в своей книге «Цирк в России» так писал о представлениях Роберта Ленца: «Выступал он в обличье восточного волшебника. Вот некоторые трюки, демонстрировавшиеся Ленцем: артист брал два бумажных флага, закрепленных на тонких древках, и тер их между ладонями, и у него в руках появлялось множество флагов, которые он раздавал публике. В заключение появлялся огромный флаг. Далее фокусник рвал на части перчатку, взятую у кого-нибудь из публики, и она целой и невредимой оказывалась запеченной в хлебе, который разрезал зритель. Но больше всего поражал трюк, названный Ленцем «сундук-молния». Кажется, он показал его в России первым. Ассистентку артиста, связанную веревками, укладывали в сундук и запирали на несколько замков. На крышку сундука вставал Ленц. На несколько мгновений сундук загораживали ширмами, а когда их отставляли, то оказывалось, что ассистентка свободна, а в сундуке со связанными руками находился Ленц».

Нередко гастролирующие артисты использовали технические новинки своего времени, совмещая таким образом в своих выступлениях развлекательные и познавательные элементы. Так известные фокусники часто демонстрировали физические и химические опыты, использовали «волшебный фонарь» (аппарат для проекции изображений) при помощи которого зрители знакомились со странами и городами, а также с достижениями науки.                                        

Так в июле 1886 г. в Самаре гастролировал «физик Тицнер», о выступлениях которого писала «Самарская газета»: «Вечер физика г-на Тицнера, бывший 13 июля, прошел с интересом и пользой для собравшейся публики. Г-н Тицнер демонстрировал при помощи микроскопа (с увеличением демонстрируемого объекта до миллиона раз), освещавшегося друммондовым светом (особый тип сценического освещения), разные препараты из животного и растительного мира, как-то: капли воды речной и прудовой и уксуса с кишащими в них инфузориями, строение комара, бабочки, осы, слепня, строение различных пород дерев, произведения человеческих рук: иголки, кисеи, тюля, батиста, процесс кристаллизации  солей, замерзания воды и образование воды, снега и т.д. В заключение Тицнер объяснил образование друммондова света, освещая им театр. Все опыты сопровождались весьма обстоятельными объяснениями. Сегодня Тицнер дает второй и последний вечер, и нельзя не порекомендовать самарской публике, особенно учащемуся юношеству, воспользоваться редким случаем – познакомиться с тайнами невидимого невооруженному глазу мира и чудесами природы».        

В августе 1888 г. в Самаре в здании цирка проходили гастроли «известного физика Деринга», который представлял зрителям «большое искусственное представление громадных движущихся оптических картин величиной во всю вышину цирка. Программа, состоящая из 150 картин, будет заключать в себе, между прочим: Посвящение многоуважаемым самарским дамам. Путешествие по Китаю. Индийский праздник на реке Ганге. Волчий утес из оперы «Фрейшюц». Система планет. Путешествие физика Деринга в Бирманию в 1883 году. Сон в летнюю ночь. Китайская игра цветов. Большой ряд картин и сцен для смеха и т.д.»

В мае 1898 г. в Самару прибыл «знаменитый и единственный в мире аппарат движущейся живой фотографии, настоящий Люмиэра «Синематограф», совершивший настоящую революцию в сфере публичных развлечений. О сеансах, проходивших в «летнем помещении собрания служащих в правительственных и общественных учреждениях» на углу Саратовской и Почтовой улиц (Совр. Фрунзе и Рабочей), «Самарская газета писала: «Действительно, это очень интересное зрелище. Перед зрителями на экране происходят живые сцены. Недостает только звуков. Особенно живо и рельефно выходят морские сцены. Например, сцена, как в бурю пристает к пристани баркас, создает полную иллюзию. На зрителя катится громадный седой вал и разбивается, за ним движется другой, третий. Вот с боку выдвинулась лодка, гребцы напрягают мускулы и сильными взмахами весел стараются приблизиться к пристани. Лодка качает, она то нырнет в бездну, то вскочит на гребень вала. Вода, люди на пристани, брызги волн – все это прелестно передается. Как будто даже слышится шум прибоя». С этого времени кинематограф на долгие годы стал основным публичным развлечением самарцев.


Галыгина Г.В. - главный специалист отдела использования архивных документов ГБУСО "ЦГАСО".