Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Галыгина Г.В. "Организация адресного стола в Самаре"

В Российской империи адресные конторы, ведавшие регистраций граждан, были открыты в Санкт-Петербурге и Москве по указу от 15 октября 1809 г., а первый адресный стол, предназначенный «для доставления всем и каждому из желающих нужных сведений о месте жительства пребывающего в столице», был открыт в Санкт-Петербурге в 1839 году. В Москве адресный стол появился только в 1861 году, а в провинциальных городах страны аналогичные учреждения начали открываться лишь в начале XX века.

В Самаре вопрос о создании адресного стола был поднят полицийместером  А. Ф. Дейтрихом в  1899 году. В своем обращении в городскую управу он указывал на то, что в настоящее время функции адресного стола уже фактически выполнялись отделениями полиции. Дело в том, что по закону  хозяева  домов в обязательном порядке должны были сообщать полиции «о прибывших в дома и выбывших из оных». Для этой цели «домовладельцами должны вестись домовые книги, а заявления о прибывших и выбывших лицах делаться в форме адресных листков, принимаемых в полицейских участках чинами полиции». В  полицейском управлении адресные листки размещались в алфавитном порядке на металлических дугах, что, собственно, и составляло адресный стол.

По мнению полицийместера, необходимо было выделить адресный стол из полицейского управления в самостоятельное учреждение со своим штатом, финансированием и отдельным помещением: «Во всех почти благоустроенных больших городах существует для удобства населения адресный стол, где как местные обыватели, так и приезжающие в город могут за мизерную плату 1-2 коп. узнавать местожительства нужных им лиц. Между тем в г. Самаре, насчитывающей более 100 тыс. населения, такого учреждения не существует, хотя ежедневно и в полицейское управление  и в канцелярии участковых приставов поступают письменные и изустные просьбы разных лиц об указании им адресов тех или иных обывателей Самары, и эти просьбы почти всегда остаются безрезультатными, так как поручаемый мною чинам полиции розыск нужных лиц при наличности отсутствия адресного стола и обязательного постановления о прописке паспортов крайне затруднителен и часто прямо невозможен.

Нередко и самой городской управой и другими казенными и общественными учреждениями города посылаются в полицию требования о розыске лиц и о взыскании с них каких-либо сборов и недоимок или по другим поводам, и эти требования часто являются неисполнимыми ввиду вышесказанных причин. Наконец, нередки случаи, когда для розыска преступников необходимо бывает немедленно узнать адрес лиц почему-либо прикосновенных к делу, и опять-таки благодаря отсутствию адресного стола розыск требующихся людей или замедляется или остается совсем безрезультатным, и преступники и похищенное или ограбленное ими имущество остаются иногда не открытыми». Учреждение в городе адресного стола должно было решить все эти проблемы.

Также полицийместер приложил к своему обращению «Положение об адресном столе», из которого следовало что: «самарский адресный стол учреждается  при городском полицейском управлении и имеет целью: а) содержать в постоянной исправности точные сведения о времени прибытия в город и выбытия из него всех жителей без различия состояния, пола и возраста, а равно сведений о месте жительства их и последующих переездах в пределах города; б) доставлять упомянутые сведения всем присутственным местам и должностным лицам по требованию их и в) выдавать частным лицам справки о месте жительства проживающих в Самаре лиц или о времени и месте выбытия их из города.

При первоначальном устройстве адресного стола все квартирохозяева Самары обязаны сообщить подробно домовладельцам, у которых они проживают, все те сведения, какие должны быть помещены в адресные листки по установленной для них форме вместе с видами на жительство всех проживающих у них лиц. Листки эти доставляются в управления местных полицейских частей».

Кроме того, лица, постоянно проживающие в городе, были обязаны предоставлять в адресный стол сведения о перемене ими квартиры в течение первых трех суток. «При перемене имени или фамилии, а также звания или сословия или места служения проживающие в Самаре обязываются давать сведения о том домовладельцу вместе с видом и листком для внесения в него этих изменений и представления тем же порядком приставу, который сообщает об этом  в адресный стол».

Основными документами учета регистрации граждан были домовые книги и адресные листки. «Домовладельцам вменяется в обязанность вести  по установленной форме домовую книгу, в которую записывать все требуемые сведения  как о постоянно живущих в их домах, так равно и о каждом вновь прибывшем  лице, а о выбывших делать соответствующие отметки; затем о каждом прибывшем в дом и выбывшем из оного  доставлять в управление местной полицейской части адресный листок в 2-х экземплярах и с видами их на жительство в течение 24 часов. Квартирохозяева обязываются сообщать владельцу дома, в котором проживают, о прибывших к ним и выбывших из их квартир лицах вместе с видами на жительство первых их них  в течение 18 часов со времени прибытия и выбытия. Сведения о прибывших должны быть доставляемы на листках белого цвета, а о выбывших -  на листках синего цвета».

Предполагалось, что штат учреждаемого адресного стола будет состоять из 14 человек: «начальник адресного стола, его помощник,  7 подкладчиков,  5 писцов, из коих 4 писца откомандировываются для ведения прописки в частях (районах города)».  Средства на содержание адресного стола «предполагалось брать от продажи населению домовых книг и карточек, а также введением платы за справки о месте жительства».

Рассмотрев предложение полицийместера, Самарская городская управа согласилась, что «в принципе, открытие адресного стола в городе  Самаре желательно», но предложила «открытие последнего отложить до более благоприятного для городских средств времени».

В течение нескольких лет полицийместер неоднократно поднимал вопрос об открытии городского адресного стола, но всякий раз его решение  откладывался из-за недостатка финансирования. Наконец, 1 января 1907 г. было объявлено о том, что «в  городе  Самаре при местном городском полицейском управлении учреждается адресный стол для справок о месте жительства всех лиц, как постоянно живущих, так и временно прибывающих в город».

К сожалению, недостаток финансирования, так долго мешавший открытию адресного стола, впоследствии сказывался и на его работе. В первую очередь, это касалось предоставленного помещения: «Адресный стол, открытый  в Самаре  1 января 1907 г., был помещен сначала при городском полицейском управлении, но в июне месяце 1911 года переведен в здание управления 3-й полицейской части в доме № 171 Соколова в помещение, бывшее под квартирами городовых. В этом помещении адресный стол находится испытывая большое неудобство от тесноты и отсутствия достаточного света. Помещение это до того плохо, что даже летом приходится работать  днем с лампами, не говоря уже о наступлении осени и зимы.

Кроме того, оно очень холодно и до крайности тесно: все комнаты заставлены столами так, что между ними нет достаточного прохода для работы на дугах. Приемная комната тесна и темна, в ней постоянно горит лампа, для канцелярии места нет, и она приютилась в прихожей комнате. Кабинет начальника темный, в нем тоже постоянно горит лампа, и притом весь заставлен столами и дугами. На шкафах везде груды листков, запасные столы и дуги от тесноты вынесены наружу. Вся эта убогая обстановка адресного стола и неудобство действует на успех труда и правильное ведение дела».

«Управа принимала все меры для подыскания под адресный стол помещения, но меры эти остались безрезультатными, так как  подходящих помещений для указанной цели не нашлось, а предложенные для этой цели некоторыми лицами дома оказались совершенно непригодными, почему управа вынуждена вопрос о найме помещения оставить открытым до 1916 года. До того времени адресный стол является необходимым  оставить в существующем помещении, о ремонте коего и приведения в должный порядок управой сделано надлежащее распоряжение».

После Октября адресный стол был передан в состав городского отдела управления, а с 1921 года перешел в ведение городской милиции. Функции адресного стола при новой власти практически не изменились, а вот его  «техническая  оснащенность» претерпела некоторые изменения.  «Самарский адресный стол существует с 1907 года. Самара насчитывала тогда  около 75 тыс. населения, и установленная в адресном столе дуговая система учета вполне отвечала тогдашним требованиям. В настоящее время при дуговой системе адресный стол со своей задачей уже справиться не может. Недостаток дуговой системы заключается в том, что при ней применяются тонкие  адресные листки, которые от частого перекидывания их во время справок на перегруженных дугах отрываются от дуг, а потом и совсем теряются, так как иного способа прикрепления листка к дуге, если он однажды оторвался, нет.

Ясно, что при таких условиях адресный стол зачастую дает неверные сведения, а иногда и вовсе никаких сведений не может дать. Естественно, поэтому возник вопрос о реорганизации  с переходом на иную систему учета населения, более современную и совершенную. Такой системой является карточная шведско-американская ящичная система, при которой адресно-регистрационные карточки применяются из плотного картона и складываются в ящики, расположенные на столах. Эта система, прежде всего, гарантирует полную сохранность карточек и затем более быстрое и точное наведение справок».

Неизвестно, как долго просуществовала «ящичная» система учета, но к 1940 году и она была заменена на новую. Корреспондент газеты «Волжская коммуна» увидел ее в действии: «Адресное бюро, обслуживающее город Куйбышев и 19 районов нашей области, дает ежемесячно сотни справок, разыскивает пропавших родственников, злостных неплательщиков алиментов и других лиц. На полу стоят огромные вращающиеся барабаны. У открытых дверок барабанов работают регистраторы. Чтобы дать, например, справку о гражданине Петрове, нужно перебрать около 5,5 тысяч карточек, заполненных на эту фамилию. Если же потребуется узнать адрес кого-либо из Ивановых, то карточек на эту фамилию насчитывается до 8,5 тыс. Несмотря на это, опытная работница  дает необходимую справку в течение 1 мин при условии, если известны фамилия, имя, отчество и год рождения разыскиваемого лица». «Большие вращающиеся барабаны, напоминающие тиражные колеса» для хранения бланков «выбытия и убытия» прослужили в адресном столе вплоть до 1960-х годов.

С течением времени ушли в прошлое и «металлические дуги», и «карточная шведско-американская ящичная система», и «вращающиеся барабаны». В наши дни «получить адресную справку, которая подтвердит место пребывания человека по конкретному адресу на текущее время, или удостоверит факт его регистрации в данном месте в прошлом» можно с помощью сети Интернет через Единый портал государственных услуг. 


 

Галыгина Г.В., главный специалист отдела использования архивных документов ГБУСО "ЦГАСО".