Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Нестерова М.В. "Процедура переселения крестьян на казенные земли Самарской губернии во второй половине XIX века"

В 1880-1890 гг. наблюдался существенный рост переселенческого движения крестьян. Основной причиной этого явления было отсутствие земли или малоземелье, так как семьи крестьян росли, а количество земли оставалось неизменным. Кроме того, некоторое влияние на процесс переселения оказывало наличие малоплодородных, истощенных земель, на которых было невозможно получить хороший урожай. Многие крестьяне переселялись на казенные земли оброчных статей, предоставляемые Управлениями государственных имуществ. В Самарской губернии было значительное количество незаселенной казенной земли, поэтому на нее стремились переселиться крестьяне западных, малороссийских, приволжских и центральных губерний. Согласно «Ведомостям казенно-оброчным статьям, предназначенным к отводу в Самарской губернии в 1898 г.», площадь удобной земли в Новоузенском уезде равнялась 8635,11 десятинам, в Николаевском уезде – 2439,37 десятинам, в Бугурусланском уезде – 1616,64 десятинам, в Самарском уезде – 1268,05 десятинам.

Для того чтобы переселение проходило в рамках закона и не носило хаотичный порядок, необходимо было произвести определенную процедуру, которая зачастую занимала длительное время. Первоначальные действия по переселению крестьян возлагались на губернские и уездные по крестьянским делам присутствия на местах. Уездные присутствия составляли списки всех обществ с указанием числа душ мужского пола, имеющих право ходатайствовать о переселении на свободные казенные земли. Эти сведения предоставлялись в губернские присутствия, которые в свою очередь представляли их в Министерство внутренних дел.

По соглашению Министерств внутренних дел и государственных имуществ, на основании полученных сведений, ежегодно производилось между губерниями распределение казенных земель, предназначенных под переселение в течение одного года. При распределении соблюдалось условие, при котором для удобства при выборе земли, свободные казенные земли при образовании переселенческих участков разбивались не только на крупные (более 500 десятин), но и на мелкие (до 100 десятин) участки.

Распределение назначенных земель между уездами производилось по числу крестьян, имеющих право ходатайствовать о переселении в каждом уезде. Губернские присутствия сообщали в уездные присутствия о количестве полученных в их распоряжение земель с точным обозначением размера участков и местности, где они находились.

Уездные присутствия сообщали желающим переселиться крестьянам своих сельских обществ о числе лиц, подлежащих переселению. В случае если желающих переселиться было слишком много, они должны были сами определить, кто будет переселяться.

Крестьяне писали прошение о разрешении на переселение либо на имя губернатора той губернии, из которой переселялись, либо на имя губернатора Самарской губернии. Прошение о переселении писали и отдельные домохозяева, и группы крестьян, представленные обученными грамоте выборными (доверенными) лицами. Доверенность на представление интересов крестьян оформлялась официально.

Прежде чем одобрить переселение крестьян в Самарскую губернию, запрашивались сведения из губернских и уездных по крестьянским делам присутствий. Присутствия должны были предоставить в Управление государственными имуществами   увольнительные (выходные) свидетельства крестьян с посемейными списками. В свидетельстве указывалось, что крестьянин не причислен ни к какому сельскому обществу, не имеет душевого надела.

В Управлении подробно рассматривались сведения о числе душ мужского пола в семье переселенца, о наделах земли, владении скотом, занятиях членов семьи. Разрешение на переселение получали безземельные и  малоземельные семьи, имеющие менее трети установленного для их местности душевого надела, а также семьи, находящиеся в бедственном экономическом положении. При положительном решении вопроса Министерство государственных имуществ уведомляло Министерство внутренних дел о возможности предоставить в пользование тому или иному семейству казенной земли из выделенных земельных участков.

В губерниях преимущественно неземледельческих (нечерноземных) предоставлялось право крестьянам ходатайствовать об отводе участков свободных соседних казенных земель и расселении на этих землях крестьян сельских обществ, которые были в особо стесненном экономическом положении. В Самарскую губернию в основном отправлялись крестьяне, имеющие средства для переселения и перевозки имущества.

Уездные присутствия составляли переселенческие партии из крестьян, из которых каждая по численности входящих в нее душ мужского пола, соответствовала числу душевых наделов в выделенном для них участке. Если партия образовывалась в составе наличных душ мужского пола, меньшем против числа наделов в назначенном участке, она могла быть соединена с одной или несколькими партиями из других уездов губернии.

Партии отправляли своих выборных (доверенных) лиц для осмотра участков, причем вся партия или часть ее могли отказаться от переселения на участок, но в таком случае отказавшиеся могли вновь ходатайствовать о переселении на казенные земли, когда будут удовлетворены требования всех остальных переселенцев в уезде. Право переселения в назначенный участок сохранялось за партией крестьян в течение года со времени предоставления участка.

Крестьяне, получившие увольнительное (выходное) свидетельство для переселения, обязаны были не позднее шестимесячного срока со дня прибытия на место переселения предоставить свидетельство в местную Казенную палату с уведомлением местной полиции о прибытии. Переселенцы, прибывшие на новые места жительства без выходных свидетельств, со срочными паспортами, могли обратиться в Самарское Губернское по крестьянским делам присутствие с просьбой о получении увольнительных свидетельств. Но свидетельства высылались только при удостоверении местной полиции о водворении крестьян на арендуемой земле.

Отвод земли переселенцам производился чинами Министерства государственных имуществ, а распланировка усадебных мест совершалась в присутствии представителей Земства или при участии полиции.

Крестьяне, поселившиеся на казенной земле, должны были образовать сельское общество, если их численность была не менее 40 человек, в противном же случае они должны были присоединиться к ближайшему сельскому обществу.

После этого крестьяне заключали контракт на аренду казенной земли сроком от 6 до 12 лет. По истечении срока аренды земля могла быть оставлена за нанимавшими ее лицами в бессрочное пользование. В документах Центрального государственного архива Самарской области чаще всего встречаются контракты на аренду участков казенной земли на срок 12 лет. Контракты на аренду удельной земли заключались и на более длительные сроки – 24 года, 36 лет и т.д.

Контракт заключался с районным старшим надзирателем по заведыванию казенными землями Самарской губернии. В контракте указывалось общее количество удобной и неудобной земли, а также количество земли на каждую душу мужского пола. Кроме того, указывалась сумма оброка, которую арендаторы должны уплачивать в первое и второе полугодие ежегодно. Переселенцы облагались оброчной податью в том же размере, какой существовал у государственных крестьян, получивших наделы в ближайшие к переселенцам местности. На землях должен был быть установлен трехпольный севооборот.

В циркуляре № 6344 от 16 апреля 1904 г. Управления земледелия и государственных имуществ районному надзирателю указывалось, несмотря на то, что согласно контракту крестьяне должны вести трехпольное хозяйство, многие крестьяне вели «хищническое» хозяйство без чередования хлебов из-за чего почвы быстро истощались. В связи с этим быстро росла площадь неудобной земли, а крестьяне возбуждали жалобы о замене земельных наделов или вовсе бежали с земли. Так как необходим постоянный контроль над крестьянами, надзиратель должен был следить за правильным использованием переселенцами своих наделов и в случае выявления нарушений составлять акты в Управление.

При нарушении условий без их устранения или допущения просроченных платежей без уважительных причин, Управление могло расторгнуть контракт. Однако подобная мера по отношению к переселенцам в документах Центрального государственного архива Самарской области встречается не часто. Наоборот, расторгнуть контракт и вернуться на прежнее место жительства, было достаточно сложно. Например, крестьянам д. Золотуха Орлово-Гайской волости, прибывшим из Полтавской губернии в 1887 г., в 1890 г. было отказано в возвращении, несмотря на то, что ввиду своей бедности они не могут купить скот, нанять рабочих и заплатить арендную плату за землю.

Переселенцы, признанные особо нуждающимися, снабжались Уездным земством на месте переселения необходимым количеством хлеба на продовольствие до будущего урожая и семенами на обсеменение полей с возвратом этих ссуд в течение 3-х лет.

Стоит отметить, что в принятом 13 июля 1889 г. законе «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время» появились некоторые льготы для переселенцев. Все переселенцы на 2 года освобождались от сборов в казну и арендных платежей за землю, а в последующие 3 года облагались сборами и платежами в половинном размере. Этой льготою, согласно контрактам, могли воспользоваться лишь лица, которые прочно водворялись на отведенные им земли в указанный срок.

Согласно вышеуказанному закону, лицам, достигающим в год переселения призывного возраста, давалась отсрочка от воинской повинности на 2 года. В том случае, если в свидетельствах в составе семьи числились лица, состоящие на службе в войсках, причислению на участки подлежали только лица, которые фактически прибыли на место переселения. Лица, состоящие на службе, причислялись после окончания военной службы и прибытия на участки, где устроились их семьи. Срок льготы по платежу податей исчислялся для переселенцев этой категории, по общему правилу с полугодия, следующего за фактическим водворением на новом месте. Вместе с тем, при переселении семей, члены которых отбывали воинскую повинность, для таких крестьян оставляли душевые доли. В случае отсутствия лиц, отбывающих воинскую повинность, в течение 2-х лет по исполнении ими повинности, земли вновь поступали в свободное распоряжение для водворения новых поселенцев.

Даже несмотря на существование льготного периода в уплате сборов в казну и арендных платежей, многие крестьяне не справлялись с арендными платежами. В том случае, если у крестьян-переселенцев образовывались недоимки, из Управления государственными имуществами поступало предписание уездному Полицейскому управлению взыскать с общества крестьян сумму образовавшихся недоимок. В случае уклонения от платежа приставы должны были составить подробную опись принадлежащего крестьянам имущества, которое могло быть продано без расстройства в хозяйстве. Опись имущества представлялась в Управление для последующего распоряжения о продаже имущества.

После составления приставом или волостным старшиной описи имущества, подлежащего продаже, крестьяне собирались на сельском сходе, по итогам которого составлялся приговор. В приговоре крестьяне описывали сложившуюся ситуацию, указывали причины недоимок и ходатайствовали о рассрочке или отсрочке платежей, а также о пересмотре оброчных платежей из-за неправильного их начисления. Рапорт с представлением приговора общества отправлялся волостным старшиной земскому начальнику участка, земли которого арендовали крестьяне общества, либо рапорт подавался непосредственно в Управление. В том случае, если часть крестьян получили земли позже остальных членов общества, они писали прошения в Управление государственных имуществ с просьбами разобраться с кого из переселенцев требуется уплата. В случае если Управление не удовлетворяло ходатайство крестьян, либо если недоимки были значительными, крестьяне признавались «упорными неплательщиками», и волостное правление издавало постановление о продаже с торгов помеченного в описи имущества. В документах Центрального государственного архива Самарской области, в описях имущества крестьян-переселенцев  члены волостного правления чаще всего указывали к продаже скот.

Стоит учесть, что согласно Высочайшему Манифесту от 14 мая 1896 г. в честь коронации Николая II  и Александры Федоровны, частично были сложены недоимки крестьян, числящиеся за ними до 1 января 1896 г.

Процедура переселения крестьян на земли Самарской губернии в конце XIX века и обустройства крестьян на этих землях была сопряжена с большим количеством трудностей. Проблемы при переселении проистекали из бюрократических проволочек, трудностей адаптации крестьян, переоценки собственных возможностей, а также непонимания крестьянами своих прав, возникающего недопонимания на местах и т.д. Несмотря на трудности, многие крестьяне смогли обустроиться, некоторые из них основали новые населенные пункты. Переселение помогло крестьянам поправить свое финансовое положение или хотя бы держаться на плаву. В свою очередь переселение также позволило пополнить губернскую казну и не допустить простоя казенных земель.

 

 

Нестерова М.В., главный специалист отдела использования архивных документов.