Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Шепелева А.Ю. Из истории Самарской набережной

Самарская набережная является одна из самых протяженных в России и очень любима горожанами и гостями города. Вдоль всей благоустроенной части набережной тянется прекрасный волжский песчаный пляж. Но она не всегда выглядела так. В середине XIX века начались работы по обустройству складов, причалов, лесопилок и торговых рядов на набережной реки Волги в Самаре. В результате этих работ центр города отделился от прибрежной зоны. В первые десятилетия XX века территория набережной Волги по-прежнему была занята хозяйственными постройками и базарами. Взгляды городских властей на использование этих территорий изменились в 30-е гг. XX века. В 1935 году был утвержден «Проект детальной планировки прибрежного района г. Куйбышева». Все ранее построенные промышленные и торговые объекты вдоль Волги подлежали сносу. Планировалось благоустройству спусков к Волге с сооружением пляжа и зелеными насаждениями.

Согласно «Проекту» должно было появиться четыре очереди набережных. 1-я очередь – от ул. Вилоновской до ул. Некрасовской; 2-я очередь – от ул. Вилоновской до ул. Осипенко; 3-я очередь – от ул. Некрасовской до Речного вокзала; 4-я очередь – от ул. Осипенко до Силикатного оврага. Подготовка к строительству первой очереди началось в 1939 году. За 1939-1941 годы берег Волги был очищен от построек. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы в строительство набережной.

Вновь к благоустройству участка от Некрасовского до Вилоновского спусков городские власти вернулись в 1953 году после утверждения проектного задания Советом министром РСФСР, предполагавшей благоустройство 1350 погонных метров. Сметная стоимость первого этапа работ в 1953-1954 гг. составляла 14,9 млн руб., второго этапа работ – 7,5 млн руб. Благоустройство первой очереди планировалось завершить в 1955 году. Заметим, что участок от Некрасовской до Ленинградской в 50-е годы занимал деревянный Речной вокзал, возведенный в 1936 году и снесенный в 1973 году перед строительством нового вокзала.

Работами по благоустройству первой очереди набережной занимались строительные организации Мостопоезд №417 Министерства путей сообщения СССР и дорожно-мостовая контора управления благоустройства и коммунальных предприятий г. Куйбышева.

Проект благоустройства первой очереди набережной предполагал возведение подпорной стенки, облицованный серым уральским гранитом, с широкими гранитными, архитектурно оформленными лестницами на спусках к воде по улицам Льва Толстого, Красноармейской и у парка Культуры и Отдыха (ныне Струковский парк). Предусматривалось возведение фонтанов на центральной площадке у Красноармейского спуска, однако эта часть проекта не была реализована. Фонтан, получивший название «Парус», построили намного позднее в 1986 году, но на Некрасовском спуске.

Благоустройство набережной началось с возведением подпорных стенок (было использовано 4200 квадратных метров гранита), прокладке подземных сооружений и засыпки грунта (понадобилось 22 тысячи кубов). Для завершения внешних работ в 1955 году строителям потребовалось 1700 тонн цемента, 145 тонн мелкосортной стали, 50 тонн катанки, 200 тонн чугуна. Площадь асфальтового покрытия составила 2,5 гектаров, а площадь всех ступеней на набережной около 2 километров.

На набережной были высажены многочисленные зеленые насаждения. Для обустройства освещения на набережной установили 116 металлических опор для светильников.

Настоящей жемчужиной набережной стал широкий песчаный пляж, сразу же полюбившейся куйбышевцам. Появились на первой очереди набережной многочисленные скульптуры советских тружеников.

27 июня 1957 года первая очередь набережной была официально открыта.

В 1955 году Куйбышевским обкомом КПСС было принято решение о масштабном благоустройстве следующего участка прибрежной полосы от ГРЭС до Силикатного оврага. В те годы этот участок набережной называли «большая набережная», в наши дни она носит неофициальное название «новая набережная», а первая очередь набережной – «старая набережная». К строительству и благоустройству приступили в 1958 году после разработки и согласования технической документации. Первоначально приступили к благоустройству 1400 метров набережной (от ГРЭС до завода КИНАП). Особое внимание при формировании архитектурного облика набережной было уделено жилой застройке Волжского проспекта (ранее улица Пристанская). Этот участок предварительно очистили от малоэтажных деревянных строений. Наиболее крупными застройщиками являлись объединения «Куйбышевнефть» и Гипровостокнефть Министерства нефтяной промышленности СССР, трест №1 Министерства авиационной промышленности СССР, заводы подшипниковые и Автотрактородеталь Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, областное управление Министерства внутренних дел СССР, горжилуправления Министерства коммунального хозяйства РСФСР. Вдоль второй очереди набережной по Волжскому проспекту были построены дома МГБ и МВД, многоквартирный жилой дом для работников местных Советов и другие дома, называемые «парадными сталинками». В 1963 году по проекту архитекторов Н.В. Подовинникова и В.Г. Каркарьяна была построена гостиница «Волга».

В проекте по благоустройству участка набережной от ГРЭС до Силикатного оврага (вторая и четвертая очереди набережной) решено было отказаться от строительства подпорной стены из гранита, выполнив ее из бетона. Натуральный камень использовался для лестниц и украшений. Широкий бульвар делится на несколько аллей, по которым можно подняться к жилым домам. На набережной по проекту В.Г. Каркарьяна было построено кафе «Отдых». К сожалению, в наши дни, его первоначальный вид сильно изменился.

Третья очередь набережной стала продолжением первой. Ей занялись в 1974 году после сноса здания старого речного вокзала. Старую известняковую подпорную стену решили сохранить, дополнив ее малыми архитектурными формами из камня и озеленив бульвар. Планировалось строительство ротонды и трех фонтанов. Но в итоге был построен вышеупомянутый фонтан «Парус».

Четвертая очередь самарской набережной была открыта в 1986 году. До строительства четвертой очереди набережной берег Волги вдоль улицы Лесная (свое название улица получила от обилия лесоторговых складов) был занят частными домостроениями, иногда их современные краеведы и журналисты называют волжскими фавелами. Эти деревянные дома снесли к 1983 году.

В проекте по благоустройству четвертой очереди набережной сохранили стилевое единство с предыдущими участками набережной. Но так как склон у Волги на этом участке был довольно крутой, то его разбили на четыре террасы спускающихся к Волге. На этих террасах были обустроены прогулочные аллеи, оформлены уютные уголки с лавочками в тени деревьев и кустарников. Предполагалось обустройства фонтана в 1986 году, но он был сооружен намного позднее, в 2018 году.

Основное украшение четвертой очереди набережной – двадцатиметровый монумент «Ладья», которую установили к юбилейной дате - четырехсотлетию города. «Ладья» стала эмблемой Самары. Четвертую очередь самарской набережной также именуют «Октябрьской».

С 1986 года на самарской набережной в летний период регулярно проводят городские мероприятия.

В наши дни, существуют проекты по благоустройству пятой очереди набережной от Силикатного оврага, где возводятся новые жилые кварталы, до улицы Лейтенанта Шмидта.

 

А.Ю. Шепелева – главный специалист отдела использования архивных документов СОГАСПИ, к.и.н.