Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Шепелева А.Ю. "Жигулевский радиозавод в 1960-е годы"

В 1964 в г. Жигулевске Куйбышевской области было начато строительство радиозавода для производства радиоэлектронной техники и навигационных систем летательных аппаратов. Из соображений секретности завод в документах называли Жигулевским электротехническим заводом.

Завод возвели в живописном месте, в окружении Жигулевских гор.

Официально первая очередь завода (более 6 тыс. кв. м. производственных площадей) была сдана в начале 1966 года, но к тому времени завод уже работал и выполнял производственные планы. Помимо основных заводских цехов и мастерских были возведены маслопровод, газопровод, очистные сооружения.

Для работы на новом заводе нужны были специализированные кадры, подготовкой которых занимался созданный при заводе учебный комбинат. Первая партия рабочих по специальности была подготовлена к концу 1965 года.

Одновременно со строительством завода в 1964 году в Жигулевске создан филиал Тольяттинского вечернего политехнического техникума. Техникум первоначально открыли на базе вечерней школы № 16, в учебный год 1964/65 года занималось всего 6 групп (180 человек), но уже на следующий учебный год набрали 16 групп учащихся. Изначально в политехническом техникуме обучали по двум программам профессионального обучения «Техник по холодной обработке металлов» и «Техник по монтажу радиоэлектрооборудования», позже количество учебных программ выросло. Так как техникум требовалось организовать очень быстро, то в нем на протяжении 1964-1966 годов отсутствовали производственные лаборатории, не хватало необходимого учебного оборудования. При этом 70% студентов техникума являлись и рабочими завода. В 1966 году в Жигулевске начали разрабатывать проект собственного здания для техникума.

Вместе с учебно-производственной инфраструктурой заводом строились дома для рабочих. Первоначально в распоряжении завода было лишь всего одно общежитие на 70 мест, в котором очень скученно жили рабочие. В 1967-1968 годах строительным подрядчиком завода было начато строительство двух домов гостиничного типа для работников завода. В 1969 году приступили к строительству еще одного дома на 70 квартир в Жигулевске, который достаточно быстро возвели, но долго не могли сдать в эксплуатацию из-за проблем с отоплением и электроэнергией. Дефицит жилья привел к большой текучке кадров. Так, только в 1968 году уволился 461 человек (в том числе 58 человек из инженерно-технического состава). В 1969 году поступило 1048 человек, уволено 704 человека (из них 519 по собственному желанию).

Партийные документы Жигулевского радиозавода пестрят фактами, свидетельствующие о нарушении трудовой дисциплины заводчанами. Основные нарушения заключались в пьянстве и опозданиях на работу. Этому способствовало и то, что в первые годы работы завода были плохо обустроены бытовые условия для рабочих: отсутствовали бытовки, умывальники, не хватало туалетов. Из-за проблем с газоснабжением и лифтами, в столовой завода работал только один зал для приема пищи, в результате чего очереди среди рабочих на обед растягивались на 1,5 часа. Во второй половине 1967 года с запуском еще двух обеденных залов столовой ситуация исправилась.

Кроме того, в первые годы существования завода неотлажен был вопрос с транспортной доставкой рабочих к заводу и обратно. Перевозку рабочих осуществляло автотранспортное автохозяйство Тольятти, которое не могло наладить графики перевозок в соответствии с режимом работы заводы. «Плохо обстоит дело со второй сменой, люди кончают работать в 24-00, а транспорта нет и приходиться идти пешком, дороги к заводу не освещены. От людей поступают жалобы, а те, кто живет в Морквашах и Александровском поле добираются с большими трудностями». Только в 1968 году Жигулевский радиозавод получил 8 автобусов для перевозки рабочих.

Партийным и комсомольским руководством завода организовывалась работа тематических кружков, просветительских лекций, общественные работы. Молодежь завода активно привлекали к учебе в вечерних школах, техникумах и ВУЗах. Комсомольский актив завода регулярно проводил различные конкурсы мастерства, например «Лучший по профессии», «Лучший токарь, слесарь, фрезеровщик, слесарь-каркасник, сборщик и монтажник». Для повышения профессионального мастерства молодых рабочих комсомольцами завода проводились вечера технической информации. Рабочим была доступна библиотека.

Коллективом завода издавалась 1 раз в неделю настенная газета «Восход». Руководство Куйбышевской области осознавало специфичность предприятия, его новизну и молодость кадров, поэтому стремилось оказывать всяческую поддержку заводу. Для этого строился Дом культуры в Жигулевске на 800 посадочных мест, база отдыха в Жигулёвском массиве, детские сады и пионерские лагеря.

Завод производил продукцию оборонного профиля, в связи с этим основные изделия навигационного профиля в документах завуалированно назывались «изделие 29»,«изделие заказа «О32», приборы «ВИТОК», «ВУЛ», «Импульс-Б» и т.п.

На молодое жигулевское предприятие государством была возложена обязанность по выполнению больших производственных показателей. 1965 год завод закончил со следующими показателями: валовая продукция 114%, товарный выпуск 102,2%, производительность труда 119,3%, номенклатура 100%, себестоимость 139,3%. По итогам 1966 года все основные производственные показатели «по валу выполнены на 113%, по товару на 122%». В последующие годы производственные показатели завода сохранялись на плановом уровне. В 1965-1966 годах оформилась основная производственная структура завода, включающая в себя цех нестандартного оборудования, инструментальный цех, ремстройгруппу, конструкторский и технологический отделы.

В 1967 году Жигулевскому электротехническому заводу необходимо было обеспечить прирост промышленной продукции в 9,3 раза и ввести в полную эксплуатацию главный корпус завода. На пути к выполнению этих планов стояла неотлаженная работа между цехами, отделами и службами завода. Так, в сообщении главного инженера завода Воробъева Ю.Н. «О задачах партийной организации по освоению новых изделий» отмечено, что «… все еще слабо осуществляет технологические подготовки производства по изготовления нового оборудования и изделий основного производства». Из-за неподготовленности рабочих конструкторская документация «не стала основным и обязательном документом на рабочем месте». Кроме того, существенной проблемой стали задержки в обеспечении материалами и комплектующими. Отсутствие инструмента приводило даже к воровству на рабочих местах. Так в отчёте партийной организации Жигулевского радиозавода за 1967 год замечено: «…воруют друг у друга рабочий инструмент, взламывая тумбочки…».

Несмотря на все проблемы, в 1967 году на Жигулевском радиозаводе были организованы новые цеха (паросиловой, электроцех, механосборочный) и гальваническое отделение с участком печатных плат. Запуск гальванического отделения сопровождался производственными трудностями, заключавшимися в том, что для этого отделения необходимом был специализированный склад ядохимикатов, который долго не могли сдать в эксплуатацию. «Наши склады явно не подготовлены к хранению материалов. Нужно сделать навесы, ремонтировать склады»; «…складирование на нашем заводе крайне плохое … химикаты находятся под открытым небом…», - так описана проблема со складами в документах 1968 года. Печатные платы, которые выпускало гальваническое отделение, некоторое время выходили с производственным браком из-за некачественных стеклотекстолитов. Большими усилиями заводу удалось преодолеть проблемы некачественного снабжения материалами и комплектующими. Для сокращения производственного брака дважды в месяц стали устраивать «День качества». В структуре завода появилась и лаборатория надежности, для того, чтобы все технические узлы аппаратуры работали исправно.

Огромным препятствием к серийному производству изделий было отсутствие на Жигулевском радиозаводе специальной технической документации. Для исправления этой ситуации инженеры предприятия посетили профильные заводы в Казани и Ленинграде, где получили от коллег необходимые чертежи и документацию. В докладе перед партийным руководством Жигулевска в марте 1968 года заместитель главного инженера завода Я.В. Ополинский также отметил, что заводу для запуска серии нахватает «бланков под копирку» для изготовления чертежей, комплектующих, наличие технических проблемах в намоточном участке, и недостаточном кадровом обеспечении инженерами. Кадровая проблема на Жигулевском радиозаводе в первые годы его существования стояла достаточно остро и снижала эффективность в работе. Помимо прочего, производительность труда на радиозаводе возрастала «за счет увеличения численности работающих». Таким образом, завод в первую пятилетку своего существования не смог добиться полной «автоматизации и механизации производственных процессов». Для устранения этих проблем была повышена оперативность взаимодействия всех цехов и отделов завода, налажена логистика в снабжении нужными материалами, инженеры стали чаще командироваться в Казань для прохождения обучения. Постепенно ситуация в работе завода стала меняться в лучшую сторону. В итоге, в конце 1969 года было запущено массовое серийное производство трех изделий (О-29,О-32, ПЗУ). Продукция Жигулевского радиозавода стала использоваться при сборке самолётов МиГ, Су, Ту, Ил, вертолётов Ка, а впоследствии и знаменитого многоразового космического челнока «Буран». Увеличился экспорт в Алжир, Индию, Сирию и Египет изделий, выпускаемых на Жигулевском радиозаводе.

70-80-е XX века годы стали десятилетиями расцвета завода: увеличивались производственные мощности, качество и количество, выпускаемых изделий. Завод стал градообразующим предприятием для Жигулевска, в одной смене на предприятии трудилось свыше 5000 человек. Трудовые подвиги и заслуги работников завода были отмечены высшими государственными наградами, в том числе орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. В эти годы на заводе развернулось рационализаторское движение. Например, инженер завода Усятинский Михаил на протяжении 70-х гг. предоставил руководству завода 5 рационализаторских предложений, из которых внедрено 3 с общим экономическим эффектом 7100 рублей. Инженер завода Алла Шинкарь внедрила 1 рационализаторское предложение с общим экономическим эффектом в 1936 рублей.

С серьезными испытаниями Жигулевский радиозавод столкнулся в 1990-е годы. Предприятие лишилось госзаказов, исчез экспорт. Только в 2006 году завод получил долгосрочный заказ для изготовления аппаратуры для истребителя Су-34.

 

А.Ю. Шепелева, главный специалист отдела использования архивных документов СОГАСПИ, к.и.н.