Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Этапы развития пассажирского транспорта в г. Самаре (в 1935-1991 гг. – г. Куйбышеве) в 1886-1999 гг.

1886, 22 июня. Самарский городской голова П. В. Алабин и юрист Л. П. Блюммер, доверенное лицо предпринимателя Н. А. Рубинского, подписали контракт на постройку в Самаре городской конно-железной дороги. Указанный договор не был утверждён, как того требовали правовые нормы тех лет, ни МВД, ни правительством Российской империи. 

ЦГАСО.  Ф. 153. Оп. 9.  Д. 553.  Л. 15.

 

1887, декабрь. В г. Самаре, по данным губернского статистического комитета, проживало 90 384 чел., было 3744 деревянных дома и 960 каменных. Жителей города обслуживали 623 легковых и 811 ломовых извозчиков.

ЦГАСО.  Ф. 170.  Оп. 1.  Д. 132.  Л. 289.
Самарец: Календарь и справочная книга для города Самары и Самарской губернии на 1888 год. – Самара. 1887. С. 224.

 

1890, 5 марта. В г. Самаре между городском думой и Акционерным обществом городских и пригородных конно-железных дорог в России подписан контракт об устройстве и эксплуатации конно-железной дороги в г. Самаре.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1895, 29 апреля. В г. Самаре на углу улиц Алексеевской (ныне Красноармейской) и Самарской инженер П. И. Векшин начал строительство первой линии конного трамвая.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1895, 15 июня. В г. Самару из г. Воронежа прибыли первые 11 вагонов конки, которые были доставлены в коночное депо напротив Молоканского сада.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1895, 10 июля. В г. Самаре состоялось торжественное открытие движения 8 вагонов     по первой линии городской конно-железной дороги от Хлебной площади до Молоканского сада.

Самарский вестник. 1895. 11 июля

 

1896, 15 июня. В г. Самаре открыта вторая линия городской конно-железной дороги – из центра города по улице Москательной (ныне Льва Толстого) на железнодорожный вокзал.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1902, февраль. Гласный городской думы С. Н. Постников впервые внёс предложение о строительстве в городе электрического трамвая концессионным способом.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1902, март. Составлен проект постройки линии конного трамвая от Постникова Оврага до Барбошиной Поляны.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1907, 17 сентября. Самарская городская дума сформировала комиссию по разработке вопроса о постройке трамвая. Впоследствии трамвайная комиссия неоднократно переизбиралась заново, менялись её руководители.

ЦГАСО.  Ф. 153. Оп. 9. Д. 792.  Л. 14-14об.

 

1907, 29 ноября. Самарская трамвайная комиссия постановила опубликовать в русской, французской, немецкой и английской печати «объявления о вызове лиц, желающих взять на себя постройку трамвая и электрической станции в г. Самаре».

ЦГАСО.  Ф. 153.  Оп. 9.  Д. 792.  Л. 39-39об, 147.

 

1908, 9 января. Самарская городская дума утвердила проект концессионного договора на строительство электрического трамвая.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1909, 19 мая. Самарская городская дума окончательно проголосовала за устройство в городе электрического трамвая концессионным способом.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1909, ноябрь. Самарская конка перешла в руки нового бельгийского предприятия «Общество городских и пригородных трамваев в России».

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1910, 15 мая. Самарская городская дума приняла решение о строительстве муниципального трамвая и объявила конкурс на лучший проект, ассигновав 10 тыс. руб. на выдачу премий за лучшие проекты.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1912, 25 января. Самарская городская дума 24 голосами «за» при четырех «против» приняла решение о постройке муниципального трамвая за счёт средств городского бюджета, то есть без привлечения внешних капиталовложений – путём облигационного займа.

Волжское слово, 1912, 26 января

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1912, 8 октября. К исполнению обязанностей заведующего постройкой электрического трамвая в г. Самаре приступил Павел Антонович Суткевич, автор проекта постройки в городе трамвая и электростанции, приглашённый на службу городской управой. Суткевич служил в г. Самаре до 22 ноября 1916 года, затем он – профессор Нижегородского университета.

ЦГАСО.  Ф. 153.  Оп. 43.  Д. 628.

 

1913, 30 января. Самарская городская дума приняла решение для постройки электрического трамвая вместо облигационного займа разместить ипотечный займ.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 104.

 

1914, 13 ноября. Состоялась первая пробная поездка единственного прибывшего в г. Самару вагона электрического трамвая. Трамваем управлял заведующий постройкой инженер-технолог П. А. Суткевич.

Волжский день. 1914.  14 ноября.

 

1915, 12 февраля. В г. Самаре в торжественной обстановке открыто движение электрического трамвая. За несколько часов до пуска трамвая служили молебны, по окончании которых заместитель городского головы В. П. Ушаков, председатель трамвайной комиссии С. Н. Постников, строитель трамвая инженер-технолог П. А. Суткевич, епископ Самарский и Ставропольский Михаил и другие вошли в вагон. Вагон прошёл от трампарка до Алексеевской площади (ныне пл. Революции). Обратный рейс был уже платным. Выручка первого дня составила 292 руб. 60 коп. Управлял трамваем П. А. Суткевич.

Голос Самары. 1915.  13 февраля, 14 февраля.

 

1917, 19 декабря. На основании решения Самарского городского Совета прекращено использование самарской городской конно-железной дороги для пассажирских перевозок. Предприятие признано убыточным для города. Всё оборудование конки – вагоны, лошади и т.д. было передано в распоряжение военных властей и эксплуатировалось ими ещё несколько лет.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 13.

 

1920, 25 июля. Начала работу первая Самарская губернская конференция Союза рабочих местного транспорта: авто- и авиаработников, работников гужевого транспорта и трамвая.

Коммуна. 1920. 20 июля.

 

1922, февраль. В г. Самаре на линию вышел первый вагон-снегоочиститель, построенный в мастерских трамвайного депо под руководством инженера С. П. Мжельского.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 105.

 

1926, 26 марта. В г. Самару поступили первые три автобуса фирмы «FIAT» на 14-16 мест. Два автобуса были определены для обслуживания рейсов Самара-Пугачёв-Балаково и Самара-Сергиевск, третий – Самара-Барбошина поляна.

Коммуна. 1926. 31 марта.

 

1926, 17 мая. Президиум Самарского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов принял постановление об открытии в г. Самаре автобусного движения. Утверждён следующий маршрут следования: площадь Революции - Советская ул. - ул. Льва Толстого - Садовая ул. - Самарская площадь - Новосадовая ул. - вдоль трамвайного пути - Барбошина поляна.  

СОГАСПИ.  Ф. 1.  Оп. 1.  Д. 2028.  Л. 92об.

   

1931, апрель. Самарский электрический трамвай (трамвайный парк) переименован в Самарские городские железные дороги.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 106.

 

1934, 16 июля. Самарские городские железные дороги начали работать на основании жёсткого расписания движения.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 106.

 

1935, 27 января. Самарские городские железные дороги переименованы в Куйбышевские городские железные дороги.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 106.

 

1938, октябрь. В г. Куйбышеве начаты работы по реконструкции площади Революции. Площадь освобождена от трамвайных путей, озеленена и асфальтирована.

СОГАСПИ.  Ф. 656.  Оп. 29.  Д. 101.  Л. 101, 106.

 

1940, май. Куйбышевскими городскими строительными организациями начато строительство безымянской трамвайной линии и трамвайного депо.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 107.

 

1941, лето. Строительство безымянской трамвайной линии и трамвайного депо передано в ведение Управления Особого Строительства НКВД СССР.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 107.

 

1941, октябрь. В г. Куйбышев из Москвы эвакуированы 105 троллейбусов и поезда метрополитена.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 107.

 

1942, 18 мая.  Решением Куйбышевского горисполкома утверждён устав трамвайно-троллейбусного  управления  г. Куйбышева.

ЦГАСО.  Ф. Р-56.  Оп.2.  Д.56.  Л.67.

 

1942, 6 ноября. В г. Куйбышеве сдана в эксплуатацию первая троллейбусная линия. Троллейбус «ЯТБ-2» открыл регулярное движение от железнодорожного вокзала до площади Революции.

Волжская коммуна. 1942. 11 ноября.

 

1942, 15 декабря. Управление Куйбышевских городских железных дорог переименовано в Куйбышевское трамвайно-троллейбусное управление.

История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. – С. 107.

 

1942, 26 декабря.  В соответствии с распоряжением СНК СССР от 24 ноября                     1942 года о строительстве троллейбусной линии Куйбышев-Безымянка бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) утвердило троллейбусную трассу от Дома соцземледелия (в последующем – Дом сельского хозяйства) по улицам Полевой, Мичурина, Семейкинскому и Чёрновскому шоссе до ворот завода № 18 со строительством поворотных колец на конечных остановках.

СОГАСПИ.  Ф. 656.  Оп. 6.  Д. 109.  Л. 93-95.

 

1943, 6 сентября. Решением Куйбышевского горисполкома утверждены правила пользования  троллейбусом.

ЦГАСО.  Ф. Р-56.  Оп. 2.  Д. 74.  Л. 111.

 

1943, 31 декабря. В г. Куйбышеве коллектив строителей и монтажников треста № 11 закончил строительство и сдал в эксплуатацию трамвайные пути до Безымянских заводов.

СОГАСПИ.  Ф. 656.  Оп. 23.  Д. 28.  Л. 1.

 

1949, май. В г. Куйбышеве началось движение легковых такси. Пассажиров обслуживали автомобили ГАЗ-М-20 «Победа».

Волжская коммуна. 1949. 28 мая.

 

1961, 29 июня. В г. Куйбышеве введены сезонные билеты на право проезда в трамвае и троллейбусе.

ЦГАСО. Ф. Р-56. Оп. 51. Д. 947. Л. 123.

 

1961, 14 сентября. В г. Куйбышеве на бескондукторное обслуживание переведено 139 трамвайных поездов и 90 троллейбусов. В салонах установлены кассы.

Волжская коммуна. 1961. 14 сентября.

 

1964, 1 января. Введены месячные, квартальные и единые билеты на проезд в трамваях, троллейбусах автобусах.

ЦГАСО.  Ф. Р-2558. Оп. 10.  Д. 1053.

 

1965, 12 февраля. В г. Куйбышеве проведён общегородской праздник, посвящённый 50-летию пуска первого электрического трамвая в г. Самаре.

ЦГАСО.  Ф. Р-2558.  Оп. 10.  Д. 1447.  Л. 97-127.

 

1968, 12-19 октября. В г. Куйбышеве на городские маршруты впервые вышли новые    2-секционные автобусы «Икарус –180». Длина салона 16 м. Каждый автобус рассчитан на 180 пассажиров.

Волжский комсомолец. 1968. 20 октября.

 

1970, июль. Первый в Поволжье Куйбышевский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод выпустил первый капитально отремонтированный троллейбус.

Волжская коммуна. 1970. 1 августа.

 

1977, 15 июля. Президиум Куйбышевского областного комитета профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог принял постановление о введении талона культуры обслуживания пассажиров водителями автобусов.

СОГАСПИ.  Ф. 9457.  Оп.1.  Д. 399.  Л. 14.

 

1977, 30 декабря. Открыт маршрут микротакси № 4  назначением: 15-й Микрорайон – крытый рынок Кировского р-на.

ЦГАСО.  Ф. Р-56. Оп. 55. Д. 107. Л. 233.

 

1978, январь. Куйбышевский трест инженерно-строительных изысканий начал проводить изыскания на будущих трассах куйбышевского метрополитена.

Волжская заря. 1978. 3 февраля.

 

1979, декабрь. Закончена разработка технического проекта Куйбышевского метро  институтом Метрогипротранс.

Волжская заря. 1979. 31 декабря.

 

1980, 23 мая. Совет Министров СССР утвердил технический проект первой линии метрополитена в г. Куйбышеве.

СОГАСПИ.  Ф. 656.  Оп.186. Д. 251.  Л. 1.

 

1980, 06 ноября. В эксплуатацию был введён новый автовокзал, получивший наименование «Центральный». Действующий автовокзал получил наименование «Пригородный».

ЦГАСО.  Ф. Р-56. Оп. 55. Д. 321. Л. 50.

 

1980, 1 декабря. В г. Куйбышеве, на пересечении ул. Авроры и Московского шоссе открыт новый центральный автовокзал.

Волжская заря. 1980. 2 декабря.

 

1980 год. Начато строительство Куйбышевского метрополитена.

СОГАСПИ.  Ф. 656.  Оп. 189.  Д. 230.  Л. 24.

 

1982, 10 декабря. В г. Куйбышеве состоялся митинг, посвящённый завершению прокладки первого подземного прогонного участка от будущей станции метро «Безымянка».

Волжская коммуна. 1982. 12 декабря.

 

1987, 25 декабря. В Куйбышеве сдан в эксплуатацию первый участок метрополитена протяженностью 4,5 км со станциями «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа».

СОГАСПИ.  Ф. 656.  Оп.186.  Д. 251.  Л. 22.

 

1989, 08 августа. Отменена фиксированная форма оплаты проезда в автобусах городских маршрутов.

ЦГАСО.  Ф. Р-56. Оп. 55. Д. 914. Л. 196.

 

1991, 05 апреля. В связи с завершением строительства второго пускового участка Самарского метрополитена утверждены следующие названия станций: 1. Советская – в районе пересечения ул. Гагарина с ул. Запорожской; 2. Спортивная – в районе пересечения ул. Гагарина с ул. Энтузиастов; 3. Гагарина – в районе пересечения ул. Гагарина с ул. Революционной.

ЦГАСО.  Ф. Р-56. Оп. 55. Д. 1022. Л. 121.

 

1992, 13 февраля. Автовокзал «Центральный» передан в муниципальную собственность.

ЦГАСО. Ф. Р-56. Оп. 55. Д. 1201. Л. 29.

 

1992, 23 апреля. Учреждено муниципальное предприятие «Трамвайно-Троллейбусное управление» г. Самары с юридическим адресом - ул. Коммунистическая, д. 8.

ЦГАСО. Ф. Р-56. Оп. 55. Д. 1212. Л. 13.

 

1993, 25 марта. В г. Самаре торжественно открыта станция метро «Спортивная». Панно станции, выполненные в стиле «флорентийская мозаика», представляют собой спортивные сюжеты: «Борьба», «Хоккей», «Лыжи», «Водное поло», «Конный спорт» и другие.

Волжская коммуна. 1993. 27 марта.

 

1993, 30 декабря. В г. Самаре открыта для приёма пассажиров новая станция метро «Гагаринская».

Волжская коммуна.  1993. 30 декабря; 1994. 5 января.

 

1994, 28 мая. В г. Самаре в праздновании Дня города в последний раз принял участие ветеран ТТУ трамвайный вагон образца 1915 года. Трамвай проследовал по улицам города и затем был поставлен на вечную стоянку на территории городского трамвайного депо, став экспонатом музея ТТУ.

Волжская коммуна. 1994. 27 мая.

 

1995, август. В г. Самаре пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев наравне с традиционными «сезонками» имели право предъявлять кондукторам в течение месяца проездной жетон (стоил на 5 руб. дороже «сезонки») с изображением абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу лётчика-испытателя заслуженного мастера спорта СССР Игоря Николаевича Егорова (1939-1981).  Распоряжение администрации города было подписано 3 апреля 1995 года. В день рождения И. Н. Егорова – 19 августа – любой желающий мог получить на свой жетон специальное клеймо в виде кубка, учреждённого в честь Егорова и присуждаемого на чемпионатах Европы по высшему пилотажу.

Самарская газета.  1995.  18 июля;  19 августа.

 

1996, 07 марта. Принят в эксплуатацию первый участок экспериментальной автоматизированной системы диспетчерского управления автобусами «Пальма», в которую были включены маршруты ПАТП № 3.

ЦГАСО.  Ф. Р-3340. Оп. 1. Д. 664. Л. 87.

 

1997, апрель. Департамент транспорта администрации г. Самары выпустил в обращение жетон (приравнивался к «сезонке», но стоил на 5 руб. дороже) для проезда в течение месяца на автобусе, троллейбусе и трамвае. На жетоне был изображён футбольный мяч с эмблемой команды и добрым пожеланием: «Крыльям Советов» – космических высот».

Самарская газета.  1997.  18 марта.

 

1999, август. Завершён монтаж конструкций вестибюля и платформенной части станции «Московская» Самарского метрополитена.

Волжская коммуна. 1999. 20 августа.

   

Составители: А. А. Галыгин, Е. М. Малинкин, А. Г. Удинцев