Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

История самарского транcпорта

Тема интернет-выставки «К 120-летию общественного транспорта г. Самары. 1895-2015 гг. От конки до метро» как никогда актуальна именно в 2015 г.

В этом году исполнилось 120 лет со дня пуска в эксплуатацию первого муниципального пассажирского транспорта г. Самары – конно-железной дороги, в обиходе – конки; в городе также торжественно отмечено 100-летие её партнёра, конкурента – по сути – преемника – электрического трамвая.

Кроме этих двух видов транспорта – городских юбиляров – на данной выставке представлены подборка фактов и документов по становлению и развитию другого городского пассажирского транспорта: пассажирских извозчиков, троллейбуса, автобуса, таксомоторного транспорта, метрополитена.

В 1886 г. самарский городской голова П. В. Алабин и поверенный в делах петербургского предпринимателя Н. А. Рубинского Л. П. Блюммер подписали контракт на постройку в г. Самаре городской конно-железной дороги. Однако контракт, заключённый Л. П. Блюммером с городом 22 июня 1886г., не был утверждён ни МВД, ни правительством Российской империи. В связи с этим управляющий «Акционерным обществом городских и пригородных конно-железных дорог в России» инженер А. Н. Горчаков от лица этого общества 5 марта 1890г. заключил с самарской городской управой новый контракт на постройку и эксплуатацию конно-железной дороги в Самаре, который после рассмотрения в МВД был дополнен некоторыми новыми положениями 14 августа того же года. Текст этого контракта почти полностью совпадал с текстом контракта 1886г. и фактически являлся правопреемником последнего. В нём незначительно была изменена трасса линий конки: линия была определена от старого собора до Молоканского сада. Вся длина линии была утверждена в 5 вёрст и 60 саженей (5,4 км). И уже 10 июля 1895 г. была начата эксплуатация конки.

Конка не в полной мере удовлетворяла самарские власти хотя бы по той причине, что принадлежала не городу, а построившему её акционерному обществу. И обе ветви власти – законодательная и исполнительная – стали искать выход из такого положения. Стали размышлять над тем, какой вид транспорта создать в г. Самаре, чтобы он был и на благо горожан, и чтобы прибыль в полном объёме поступала в городской бюджет. Городской голова С. Н. Постников, будучи образованным человеком, предложил построить в г. Самаре электрический трамвай. В 1907 г. была сформирована Трамвайная комиссия, которая приняла решение разместить объявление с приглашением заинтересованных в постройке трамвая в г. Самаре лиц в газетах России, Франции, Германии и Англии. Самарская городская дума, сознавая неотложную необходимость дать горожанам дешёвое и удобное средство передвижения, выделила 10 тысяч рублей на премии за проекты электрического трамвая. Для участия в конкурсе поступило 43 заявки, в том числе 5 проектов. Представленный под девизом «Лучше поздно, чем никогда» проект, по мнению комиссии, стал наилучшим, хотя и не лишённым некоторых шероховатостей. Автором его оказался петербургский инженер-технолог П. А. Суткевич, которому конкурсная комиссия в 1911 г. и присудила первую премию, но в половинном размере из-за небольших недоработок проекта. И закипела практическая работа по сооружению инфраструктуры и собственно самого электрического трамвая в г. Самаре. Трамвайное движение было торжественно открыто 12 (25 по нов. ст.) февраля 1915 г. И очень быстро новый вид городского пассажирского транспорта – электрический трамвай – доказал свою эффективность и заметное преимущество перед функционировавшей ещё несколько лет параллельно с ним конкой. В итоге – электрический трамвай победил и развивается по сей день.

Автобусный транспорт в г. Самаре появляется в 1926 г. Первый маршрут проходил от площади Революции до Барбошиной поляны с 4 остановками. Самые первые автобусы города были марки «FIAT», первые отечественные автобусы марки АМО-Ф-15 появляются с начала 1930-х гг. В 1936 г. в городе появляются автобусы марки ЗИС-8. Первый такой автобус следовал от пл. Революции до железнодорожной станции «Пятилетка» и обратно. Немного раньше по улицам города начинают ходить автобусы ГАЗ-03-30, обслуживавшие 3 маршрута. После Великой Отечественной войны наступает эпоха ЛиАЗов, на многие годы ставших главной моделью автобуса в г. Куйбышеве. Автопарк нынешнего г. Самары также недавно пополнен именно ЛиАЗами.

Самарский троллейбус (до января 1991 г. – Куйбышевский троллейбус) был запущен в эксплуатацию 6 ноября 1942 г. Решение о строительстве первой линии «Железнодорожный вокзал — площадь Революции» протяжённостью 6,5 км было принято 27 июня 1942г. исполкомом Куйбышевского горсовета. Движение открывали троллейбусы ЯТБ-2, эвакуированные в 1941 г. из г. Москвы. Из г. Москвы в г. Куйбышев было эвакуировано в общей сложности 105 троллейбусов ЯТБ-1, ЯТБ-2 и ЯТБ-4. Большинство машин вскоре было передано в другие города страны. В барачном помещении стадиона «Локомотив» была выделена комната, в которой разместилась троллейбусная служба и где инженер московского троллейбуса А. Хмелёв и московские водители проводили занятия с будущими водителями куйбышевского троллейбуса. Практику вождения они проходили в Москве. В послевоенное время в г. Куйбышев стали поступать другие модели троллейбусов. Так, 28 января 1948 г. на линию вышли первые два троллейбуса модели МТБ-82 производства Тушинского авиазавода №82. Позднее троллейбусы этой модели стали поступать с Завода им. Урицкого из г. Энгельса. В 1960-1970-е гг. в городе ходили троллейбусы марок ЗиУ-5 и ЗиУ-682. В декабре 1986г. началась эксплуатация первого троллейбусного поезда из двух машин ЗиУ-682, работавших по системе украинского изобретателя троллейбусного поезда, доктора технических наук В. Ф. Веклича. Всего по городу до 2001 г. ходило 11 таких машин. Первые троллейбусы самарской сборки появились в октябре 1991 г., когда в городе было уже 3 троллейбусных депо. А с конца 1990-х гг. начинается эпоха троллейбусов белорусского производства. В июле 1997 г.на линию вышли два новых троллейбуса АКСМ-101 производства Минского завода «Белкоммунмаш». В апреле 2013г. состоялась презентация 16 новых троллейбусов марки БКМ-321.

Следующим видом городского пассажирского транспорта стало метро. Совет Министров СССР разрешил разработку технического проекта метро в г. Куйбышеве в ноябре 1977 г. Составить проект было поручено институту «Метрогипротранс» Министерства транспортного строительства СССР, а разработка рабочей документации — его филиалу «Горьковметропроект» в    г. Горьком (ныне  Нижний Новгород). В сентябре  1980 г. началось строительство перегона между станциями «Проспект Ленина» (будущая станция «Российская» возле Дома Культуры 4-го ГПЗ) и «Октябрьская» (будущая станция «Алабинская») — практически в центре города. Однако после постройки тоннель этого перегона был законсервирован — решено было вести строительство метро с Юнгородка, где находятся наиболее крупные промышленные предприятия города. В конце 1980 г. началось строительство первой станции «Кировская» в Юнгородке. В сентябре 1981 г. был смонтирован первый проходческий щит и началась щитовая проходка тоннеля между станциями «Кировская» и «Безымянка». Открыть первую линию куйбышевского метрополитена планировали в 1987 г. – к 70-летию Октябрьской революции. И 6 ноября был проведён первый пробный рейс, а 25 декабря был подписан акт о приёмке в эксплуатацию первой ветви из 4 станций. Регулярное пассажирское движение на первой ветке было открыто 26 декабря 1987 г. Куйбышевское метро стало 5-м в России и 12-м в СССР (на тот момент функционировали метрополитены в городах – Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Минске, Горьком, Новосибирске. В октябре 2013 г. метрополитену г. Самары было присвоено имя бывшего председателя Куйбышевского горисполкома, Почётного гражданина города Самары А. А. Росовского, при активном участии которого и было принято решение о строительстве метро в нашем городе.

Интернет-выставка «К 120-летию общественного транспорта г. Самары. 1895-2015 гг. От конки до метро» подготовлена сотрудниками отделов использования архивных документов ГБУСО «СОГАСПИ» и ГБУСО «ЦГАСО» по документам и фотоматериалам следующих архивных фондов:

 

ГБУСО «СОГАСПИ»:

- фонд № 1 «Самарский губернский комитет ВКП(б)»,

- фонд № 651 «Партийный архив Самарского областного комитета КП 

           РСФСР»,

- фонд № 656 «Самарский областной комитет КП РСФСР»,

- фонд № 714 «Самарский городской комитет КП РСФСР».

- фонд № 1000 «Коллекция фотодокументов».

 

ГБУСО «ЦГАСО»:

- фонд № 1 «Самарское губернское правление»,

- фонд № 3 «Канцелярия Самарского губернатора»,

- фонд № 153 «Самарская городская управа»,

- фонд № Р-56 «Исполнительный комитет Самарского городского

            Совета народных депутатов»,

- фонд № Р-3340 «Администрация города Самары».

 

На выставке представлены организационно-распорядительные документы и переписка по развитию отдельных видов транспорта Самарской городской управы, Самарского губернского правления, канцелярии Самарского губернатора, исполнительного комитета Самарского городского Совета народных депутатов, администрации г. Самары; органов коммунистической партии – Самарского губернского, Самарского областного и городского комитетов, фотографии из фотофонда ГБУСО «ЦГАСО» и из фонда партийного архива Самарского областного комитета КП РСФСР, находящегося на хранении в ГБУСО «СОГАСПИ».

Документы и фотодокументы представлены в виде сканированных копий и снабжены подписями и легендами.

Место размещения выставки – сайт управления государственной архивной службы Самарской области (http://www.regsamarh.ru).

Целью выставки является популяризация архивных документов и фотодокументов по истории возникновения и развития различных видов самарского (в 1935-1991 гг. – куйбышевского) городского пассажирского транспорта: конно-железной дороги, электрического трамвая, троллейбуса, автобуса, таксомоторного транспорта, метрополитена, хранящихся в ГБУСО «СОГАСПИ» и ГБУСО «ЦГАСО». Авторы выставки: ведущий специалист отдела научно-справочного аппарата и информационно-поисковых систем ГБУСО «ЦГАСО» А.А. Галыгин, главный специалист отдела использования архивных документов ГБУСО «СОГАСПИ» Е.М. Малинкин,  начальник отдела использования архивных документов ГБУСО «СОГАСПИ» А.Г. Удинцев.


Раздел 5 "Этапы развития пассажирского транспорта в Самаре"

Развернуть

Письмо Самарской городской управы Самарскому губернатору А.Д. Свербееву с просьбой о содействии в положительном разрешении в МВД вопроса об устройстве и эксплуатации конно-железной дороги в г. Самаре.  11 сентября 1886 г.

ЦГАСО.   Ф. 3. Оп. 206. Д. 67.  Л. 1-1об.

 

Письмо Самарской городской управы Самарскому губернатору А.Д. Свербееву с просьбой о содействии в положительном разрешении в МВД вопроса об устройстве и эксплуатации конно-железной дороги в г. Самаре.  11 сентября 1886 г.

ЦГАСО.   Ф. 3. Оп. 206. Д. 67.  Л. 1-1об.

 

Проект сети конно-железных дорог в г. Самаре, 1886 г.

Из книги: История Самарского городского электрического транспорта. – Самара, 2005. С. 7.

 

Письмо хозяйственного департамента МВД Самарскому губернатору А.Д.Свербееву о разрешении устройства в г. Самаре конно-железной дороги и с предложениями по реализации контракта.  30 марта 1887 г.

ЦГАСО.   Ф. 3. Оп. 206. Д. 67.  Л. 3-6об.

 

Письмо хозяйственного департамента МВД Самарскому губернатору А.Д.Свербееву о разрешении устройства в г. Самаре конно-железной дороги и с предложениями по реализации контракта.  30 марта 1887 г.

ЦГАСО.   Ф. 3. Оп. 206. Д. 67.  Л. 3-6об.

 

Письмо хозяйственного департамента МВД Самарскому губернатору А.Д.Свербееву о разрешении устройства в г. Самаре конно-железной дороги и с предложениями по реализации контракта.  30 марта 1887 г.

ЦГАСО.   Ф. 3. Оп. 206. Д. 67.  Л. 3-6об.

 

Письмо хозяйственного департамента МВД Самарскому губернатору А.Д.Свербееву о разрешении устройства в г. Самаре конно-железной дороги и с предложениями по реализации контракта.  30 марта 1887 г.

ЦГАСО.   Ф. 3. Оп. 206. Д. 67.  Л. 3-6об.

 

Письмо хозяйственного департамента МВД Самарскому губернатору А.Д.Свербееву о разрешении устройства в г. Самаре конно-железной дороги и с предложениями по реализации контракта.  30 марта 1887 г.

ЦГАСО.   Ф. 3. Оп. 206. Д. 67.  Л. 3-6об.

 

Письмо хозяйственного департамента МВД Самарскому губернатору А.Д.Свербееву о разрешении устройства в г. Самаре конно-железной дороги и с предложениями по реализации контракта.  30 марта 1887 г.

ЦГАСО.   Ф. 3. Оп. 206. Д. 67.  Л. 3-6об.

 

Письмо хозяйственного департамента МВД Самарскому губернатору А.Д.Свербееву о разрешении устройства в г. Самаре конно-железной дороги и с предложениями по реализации контракта.  30 марта 1887 г.

ЦГАСО.   Ф. 3. Оп. 206. Д. 67.  Л. 3-6об.

 

Письмо хозяйственного департамента МВД Самарскому губернатору А.Д.Свербееву о разрешении устройства в г. Самаре конно-железной дороги и с предложениями по реализации контракта.  30 марта 1887 г.

ЦГАСО.   Ф. 3. Оп. 206. Д. 67.  Л. 3-6об.

 

Конка в г. Самаре.  б/г.

ЦГАСО.   Фотофонд.  0-6898.

 

Конка у Трубочного завода г.Самары. 1912 г.

СОГАСПИ.  Ф. 1000.  Оп. 3.   Ед. хр. 175. 

 

Конка на улице г. Самары. б/г.

СОГАСПИ.  Ф. 1000.  Оп. 3.   Ед. хр. 340.

 

Схема расположения трамвайных линий. 2-й вариант. К конкурсному проекту «Лучше поздно, чем никогда». 1911 г.

Из книги: Премированный проект Самарского трамвая и расширения электрической станции и электроосветительной сети инженера-технолога А. П. Суткевича. – Самара. 1911. /на схеме пунктиром показаны линии конно-железной дороги; на обложке книги опечатка – надо П. А. Суткевича/.

 

Премированный проект Самарского трамвая и расширения электрической станции и электроосветительной сети инженера-технолога А. П. Суткевича. – Самара. 1911. /на обложке книги опечатка – надо П. А. Суткевича/.

Договор между Самарской городской управой и инженером-технологом П. А. Суткевичем с обязательствами Сторон по постройке трамвая в г. Самаре.  30 ноября 1912 г.

ЦГАСО.    Ф. 153.  Оп. 43.  Д. 628.  Л. 7-7об.

 

Договор между Самарской городской управой и инженером-технологом П. А. Суткевичем с обязательствами Сторон по постройке трамвая в г. Самаре.  30 ноября 1912 г.

ЦГАСО.    Ф. 153.  Оп. 43.  Д. 628.  Л. 7-7об.

 

Письмо Самарской городской управы Самарскому губернатору Н.В. Протасьеву с просьбой о содействии в представлении к утверждению в техническо-строительном комитете МВД технического проекта электрического трамвая и электрического освещения в г. Самаре.  Февраль 1913 г. 

ЦГАСО.    Ф. 1.  Оп. 12.  Том 2.  Д. 5182.  Л. 1.

 

Торжественное открытие движения электрического трамвая в г. Самаре 12 февраля 1915 г.

Музей ТТУ.  Журнал «Огонёк». 1915. 

 

Вагон, оформленный к 10-летнему юбилею трамвая в г. Самаре. 1925 г. 

ЦГАСО.  Фотофонд.  0-6907.

 

Трамвай на одной из улиц г. Самары. б/г.

ЦГАСО.  Фотофонд.  0-6908.

 

Постановление бюро Куйбышевского областного комитета ВКП(б) № 29 о строительстве трамвайной линии на Безымянку. 27 ноября 1937 г.

СОГАСПИ.  Ф. 656.  Оп. 1.  Д. 80.  Л. 55.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов № 7 об утверждении трассы троллейбусного движения по г. Куйбышеву.  29 января 1942 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-56.  Оп. 2.  Д. 55.  Л. 50-51.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов № 7 об утверждении трассы троллейбусного движения по г. Куйбышеву.  29 января 1942 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-56.  Оп. 2.  Д. 55.  Л. 50-51.

 

Газетный репортаж об открытии 06 ноября 1942 г. троллейбусного движения в г. Куйбышеве.  

Волжская коммуна. 1942. 11 ноября.

 

Рекламный листок Куйбышевского трамвайно-троллейбусного управления с маршрутами трамвая и троллейбуса на 1949 г.

Из книги: Транспортный справочник. – Куйбышев, 1949. – С. 8. /из частной коллекции/.

 

Рекламный листок Куйбышевского трамвайно-троллейбусного управления с телефонами управления, трамвайных и троллейбусного депо и служб ТТУ на 1949 г.

Из книги: Транспортный справочник. – Куйбышев, 1949. – С. 15. 

 

Трамвай без кондуктора, самообслуживание через кассу. Июль 1960 года. г. Куйбышев.

СОГАСПИ.  Ф. 651.  Оп.13.  Ед. хр. 1864.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 537 о введении в г. Куйбышеве и городах области месячных, квартальных и единых билетов на проезд пассажиров в трамваях, троллейбусах и автобусах.  15 октября 1963 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-2558.  Оп. 10.  Д. 1053.  Л. 149-152.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 537 о введении в г. Куйбышеве и городах области месячных, квартальных и единых билетов на проезд пассажиров в трамваях, троллейбусах и автобусах.  15 октября 1963 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-2558.  Оп. 10.  Д. 1053.  Л. 149-152.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 537 о введении в г. Куйбышеве и городах области месячных, квартальных и единых билетов на проезд пассажиров в трамваях, троллейбусах и автобусах.  15 октября 1963 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-2558.  Оп. 10.  Д. 1053.  Л. 149-152.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 537 о введении в г. Куйбышеве и городах области месячных, квартальных и единых билетов на проезд пассажиров в трамваях, троллейбусах и автобусах.  15 октября 1963 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-2558.  Оп. 10.  Д. 1053.  Л. 149-152.

 

Новый трамвайный поезд на линии. 20 октября 1951 г.

СОГАСПИ.  Ф. 651.  Оп. 13.  Ед. хр. 5131.

 

Троллейбус 3-го маршрута у Речного вокзала. 29 сентября 1952 г.

СОГАСПИ.  Ф. 651.  Оп. 13.  Ед. хр. 5140.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов № 732 об открытии движения опытного образца троллейбусного поезда.  20 ноября 1986 г. 

ЦГАСО.  Ф. Р-56.  Оп. 55.  Д. 710.  Л. 122.

 

Решение Малого Совета Самарского городского Совета народных  депутатов № 137 о создании муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление».  23 апреля 1992 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-56.  Оп. 55.  Д. 1212.  Л. 13.

 

Постановление администрации г. Самары № 258 о регистрации муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление». 28 апреля 1992 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-3340.  Оп. 1.  Д. 9.  Л. 285.

 

Постановление президиума Самарского горсовета № 10 об открытии в г. Самаре автобусного движения.  17 мая 1926 г.

СОГАСПИ.   Ф. 1.  Оп. 1.  Д. 2028.  Л. 92об.

 

Автобусы ЗИС-8 и ГАЗ-03-30, эксплуатировавшиеся в г. Самаре с середины 1930-х гг.

СОГАСПИ.  Ф. 651.  Оп. 14.   Д. 83.  Л. 2об.

 

Новый автобусный маршрут, связавший центр города и пос. Шмидта.  16 октября 1948 г.

СОГАСПИ.  Ф. 651.  Оп. 13.  Ед. хр. 5104.

 

Автомашины такси марки ГАЗ-М-20 «Победа» в автоколонне № 41 г. Куйбышева. 27 мая 1949 г.

СОГАСПИ.  Ф. 651.  Оп. 13.  Ед. хр. 5106.

 

Рекламный листок Куйбышевского облавтотреста с районными и городскими автобусными маршрутами на 1949 г.

Из книги: Транспортный справочник. – Куйбышев, 1949. – С. 9. /из частной коллекции/.

 

Новый автобус ЗИС-154 на ул. Фрунзе в г. Куйбышеве. Май 1949 г.

СОГАСПИ.  Ф. 651.  Оп.13.  Ед. хр. 5105.

 

Автобус, следовавший в Кировский район от площади Революции.  22 января 1957 г.    

СОГАСПИ.  Ф. 651.  Оп. 13.  Ед. хр. 5118.

 

Автобусный парк г. Куйбышева. 1968 г.

СОГАСПИ.  Ф. 651.  Оп. 14.   Д. 83.  Л. 8.

 

Панорама Куйбышевского автовокзала. 1969 г.

ЦГАСО.  Фотофонд.  0-5530.

 

Микроавтобус модели «РАФ», используемый в качестве маршрутного такси в г. Куйбышеве. 1969 г.

ЦГАСО.  Фотофонд.  0-5476.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов № 810 об открытии маршрута микротакси.  30 декабря 1977 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-56.  Оп. 55.  Д. 114.  Л. 330.

 

Один из девяти автобусов Куйбышевского пассажирского автотранспортного комбината, оборудованных автоматизированной системой изучения пассажиропотоков. 1977 г.

СОГАСПИ.  Ф. 9457.  Оп. 1.   Д. 399.  Л. 53.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов № 885 о создании парка арендных такси. 22 декабря 1989 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-56.  Оп. 55.  Д. 909.  Л. 71.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов № 620 о развитии наземных видов общественного транспорта в увязке со строительством метрополитена в г. Куйбышеве.  05 октября 1983 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-56.  Оп. 55.  Д. 521.  Л. 172-172об.

 

Решение исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов № 620 о развитии наземных видов общественного транспорта в увязке со строительством метрополитена в г. Куйбышеве.  05 октября 1983 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-56.  Оп. 55.  Д. 521.  Л. 172-172об.

 

Решение комитета по управлению имуществом г. Самары № 445 об учреждении муниципального предприятия «Самарский метрополитен». 07 мая 1993 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-3340.  Оп. 1.  Д. 114.  Л. 60.

 

Постановление администрации г. Самары № 772 о регистрации муниципального предприятия «Самарский метрополитен».  21 мая 1993 г.

ЦГАСО.  Ф. Р-3340.  Оп. 1.  Д. 114.  Л. 58.