История самарского транcпорта
Тема интернет-выставки «К 120-летию общественного транспорта г. Самары. 1895-2015 гг. От конки до метро» как никогда актуальна именно в 2015 г.
В этом году исполнилось 120 лет со дня пуска в эксплуатацию первого муниципального пассажирского транспорта г. Самары – конно-железной дороги, в обиходе – конки; в городе также торжественно отмечено 100-летие её партнёра, конкурента – по сути – преемника – электрического трамвая.
Кроме этих двух видов транспорта – городских юбиляров – на данной выставке представлены подборка фактов и документов по становлению и развитию другого городского пассажирского транспорта: пассажирских извозчиков, троллейбуса, автобуса, таксомоторного транспорта, метрополитена.
В 1886 г. самарский городской голова П. В. Алабин и поверенный в делах петербургского предпринимателя Н. А. Рубинского Л. П. Блюммер подписали контракт на постройку в г. Самаре городской конно-железной дороги. Однако контракт, заключённый Л. П. Блюммером с городом 22 июня 1886г., не был утверждён ни МВД, ни правительством Российской империи. В связи с этим управляющий «Акционерным обществом городских и пригородных конно-железных дорог в России» инженер А. Н. Горчаков от лица этого общества 5 марта 1890г. заключил с самарской городской управой новый контракт на постройку и эксплуатацию конно-железной дороги в Самаре, который после рассмотрения в МВД был дополнен некоторыми новыми положениями 14 августа того же года. Текст этого контракта почти полностью совпадал с текстом контракта 1886г. и фактически являлся правопреемником последнего. В нём незначительно была изменена трасса линий конки: линия была определена от старого собора до Молоканского сада. Вся длина линии была утверждена в 5 вёрст и 60 саженей (5,4 км). И уже 10 июля 1895 г. была начата эксплуатация конки.
Конка не в полной мере удовлетворяла самарские власти хотя бы по той причине, что принадлежала не городу, а построившему её акционерному обществу. И обе ветви власти – законодательная и исполнительная – стали искать выход из такого положения. Стали размышлять над тем, какой вид транспорта создать в г. Самаре, чтобы он был и на благо горожан, и чтобы прибыль в полном объёме поступала в городской бюджет. Городской голова С. Н. Постников, будучи образованным человеком, предложил построить в г. Самаре электрический трамвай. В 1907 г. была сформирована Трамвайная комиссия, которая приняла решение разместить объявление с приглашением заинтересованных в постройке трамвая в г. Самаре лиц в газетах России, Франции, Германии и Англии. Самарская городская дума, сознавая неотложную необходимость дать горожанам дешёвое и удобное средство передвижения, выделила 10 тысяч рублей на премии за проекты электрического трамвая. Для участия в конкурсе поступило 43 заявки, в том числе 5 проектов. Представленный под девизом «Лучше поздно, чем никогда» проект, по мнению комиссии, стал наилучшим, хотя и не лишённым некоторых шероховатостей. Автором его оказался петербургский инженер-технолог П. А. Суткевич, которому конкурсная комиссия в 1911 г. и присудила первую премию, но в половинном размере из-за небольших недоработок проекта. И закипела практическая работа по сооружению инфраструктуры и собственно самого электрического трамвая в г. Самаре. Трамвайное движение было торжественно открыто 12 (25 по нов. ст.) февраля 1915 г. И очень быстро новый вид городского пассажирского транспорта – электрический трамвай – доказал свою эффективность и заметное преимущество перед функционировавшей ещё несколько лет параллельно с ним конкой. В итоге – электрический трамвай победил и развивается по сей день.
Автобусный транспорт в г. Самаре появляется в 1926 г. Первый маршрут проходил от площади Революции до Барбошиной поляны с 4 остановками. Самые первые автобусы города были марки «FIAT», первые отечественные автобусы марки АМО-Ф-15 появляются с начала 1930-х гг. В 1936 г. в городе появляются автобусы марки ЗИС-8. Первый такой автобус следовал от пл. Революции до железнодорожной станции «Пятилетка» и обратно. Немного раньше по улицам города начинают ходить автобусы ГАЗ-03-30, обслуживавшие 3 маршрута. После Великой Отечественной войны наступает эпоха ЛиАЗов, на многие годы ставших главной моделью автобуса в г. Куйбышеве. Автопарк нынешнего г. Самары также недавно пополнен именно ЛиАЗами.
Самарский троллейбус (до января 1991 г. – Куйбышевский троллейбус) был запущен в эксплуатацию 6 ноября 1942 г. Решение о строительстве первой линии «Железнодорожный вокзал — площадь Революции» протяжённостью 6,5 км было принято 27 июня 1942г. исполкомом Куйбышевского горсовета. Движение открывали троллейбусы ЯТБ-2, эвакуированные в 1941 г. из г. Москвы. Из г. Москвы в г. Куйбышев было эвакуировано в общей сложности 105 троллейбусов ЯТБ-1, ЯТБ-2 и ЯТБ-4. Большинство машин вскоре было передано в другие города страны. В барачном помещении стадиона «Локомотив» была выделена комната, в которой разместилась троллейбусная служба и где инженер московского троллейбуса А. Хмелёв и московские водители проводили занятия с будущими водителями куйбышевского троллейбуса. Практику вождения они проходили в Москве. В послевоенное время в г. Куйбышев стали поступать другие модели троллейбусов. Так, 28 января 1948 г. на линию вышли первые два троллейбуса модели МТБ-82 производства Тушинского авиазавода №82. Позднее троллейбусы этой модели стали поступать с Завода им. Урицкого из г. Энгельса. В 1960-1970-е гг. в городе ходили троллейбусы марок ЗиУ-5 и ЗиУ-682. В декабре 1986г. началась эксплуатация первого троллейбусного поезда из двух машин ЗиУ-682, работавших по системе украинского изобретателя троллейбусного поезда, доктора технических наук В. Ф. Веклича. Всего по городу до 2001 г. ходило 11 таких машин. Первые троллейбусы самарской сборки появились в октябре 1991 г., когда в городе было уже 3 троллейбусных депо. А с конца 1990-х гг. начинается эпоха троллейбусов белорусского производства. В июле 1997 г.на линию вышли два новых троллейбуса АКСМ-101 производства Минского завода «Белкоммунмаш». В апреле 2013г. состоялась презентация 16 новых троллейбусов марки БКМ-321.
Следующим видом городского пассажирского транспорта стало метро. Совет Министров СССР разрешил разработку технического проекта метро в г. Куйбышеве в ноябре 1977 г. Составить проект было поручено институту «Метрогипротранс» Министерства транспортного строительства СССР, а разработка рабочей документации — его филиалу «Горьковметропроект» в г. Горьком (ныне Нижний Новгород). В сентябре 1980 г. началось строительство перегона между станциями «Проспект Ленина» (будущая станция «Российская» возле Дома Культуры 4-го ГПЗ) и «Октябрьская» (будущая станция «Алабинская») — практически в центре города. Однако после постройки тоннель этого перегона был законсервирован — решено было вести строительство метро с Юнгородка, где находятся наиболее крупные промышленные предприятия города. В конце 1980 г. началось строительство первой станции «Кировская» в Юнгородке. В сентябре 1981 г. был смонтирован первый проходческий щит и началась щитовая проходка тоннеля между станциями «Кировская» и «Безымянка». Открыть первую линию куйбышевского метрополитена планировали в 1987 г. – к 70-летию Октябрьской революции. И 6 ноября был проведён первый пробный рейс, а 25 декабря был подписан акт о приёмке в эксплуатацию первой ветви из 4 станций. Регулярное пассажирское движение на первой ветке было открыто 26 декабря 1987 г. Куйбышевское метро стало 5-м в России и 12-м в СССР (на тот момент функционировали метрополитены в городах – Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Минске, Горьком, Новосибирске. В октябре 2013 г. метрополитену г. Самары было присвоено имя бывшего председателя Куйбышевского горисполкома, Почётного гражданина города Самары А. А. Росовского, при активном участии которого и было принято решение о строительстве метро в нашем городе.
Интернет-выставка «К 120-летию общественного транспорта г. Самары. 1895-2015 гг. От конки до метро» подготовлена сотрудниками отделов использования архивных документов ГБУСО «СОГАСПИ» и ГБУСО «ЦГАСО» по документам и фотоматериалам следующих архивных фондов:
ГБУСО «СОГАСПИ»:
- фонд № 1 «Самарский губернский комитет ВКП(б)»,
- фонд № 651 «Партийный архив Самарского областного комитета КП
РСФСР»,
- фонд № 656 «Самарский областной комитет КП РСФСР»,
- фонд № 714 «Самарский городской комитет КП РСФСР».
- фонд № 1000 «Коллекция фотодокументов».
ГБУСО «ЦГАСО»:
- фонд № 1 «Самарское губернское правление»,
- фонд № 3 «Канцелярия Самарского губернатора»,
- фонд № 153 «Самарская городская управа»,
- фонд № Р-56 «Исполнительный комитет Самарского городского
Совета народных депутатов»,
- фонд № Р-3340 «Администрация города Самары».
На выставке представлены организационно-распорядительные документы и переписка по развитию отдельных видов транспорта Самарской городской управы, Самарского губернского правления, канцелярии Самарского губернатора, исполнительного комитета Самарского городского Совета народных депутатов, администрации г. Самары; органов коммунистической партии – Самарского губернского, Самарского областного и городского комитетов, фотографии из фотофонда ГБУСО «ЦГАСО» и из фонда партийного архива Самарского областного комитета КП РСФСР, находящегося на хранении в ГБУСО «СОГАСПИ».
Документы и фотодокументы представлены в виде сканированных копий и снабжены подписями и легендами.
Место размещения выставки – сайт управления государственной архивной службы Самарской области (http://www.regsamarh.ru).
Целью выставки является популяризация архивных документов и фотодокументов по истории возникновения и развития различных видов самарского (в 1935-1991 гг. – куйбышевского) городского пассажирского транспорта: конно-железной дороги, электрического трамвая, троллейбуса, автобуса, таксомоторного транспорта, метрополитена, хранящихся в ГБУСО «СОГАСПИ» и ГБУСО «ЦГАСО». Авторы выставки: ведущий специалист отдела научно-справочного аппарата и информационно-поисковых систем ГБУСО «ЦГАСО» А.А. Галыгин, главный специалист отдела использования архивных документов ГБУСО «СОГАСПИ» Е.М. Малинкин, начальник отдела использования архивных документов ГБУСО «СОГАСПИ» А.Г. Удинцев.
Схема расположения трамвайных линий. 2-й вариант. К конкурсному проекту «Лучше поздно, чем никогда». 1911 г.
Из книги: Премированный проект Самарского трамвая и расширения электрической станции и электроосветительной сети инженера-технолога А. П. Суткевича. – Самара. 1911. /на схеме пунктиром показаны линии конно-железной дороги; на обложке книги опечатка – надо П. А. Суткевича/.
Письмо Самарской городской управы Самарскому губернатору Н.В. Протасьеву с просьбой о содействии в представлении к утверждению в техническо-строительном комитете МВД технического проекта электрического трамвая и электрического освещения в г. Самаре. Февраль 1913 г.
ЦГАСО. Ф. 1. Оп. 12. Том 2. Д. 5182. Л. 1.
Решение исполнительного комитета Куйбышевского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 537 о введении в г. Куйбышеве и городах области месячных, квартальных и единых билетов на проезд пассажиров в трамваях, троллейбусах и автобусах. 15 октября 1963 г.
ЦГАСО. Ф. Р-2558. Оп. 10. Д. 1053. Л. 149-152.
Решение исполнительного комитета Куйбышевского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 537 о введении в г. Куйбышеве и городах области месячных, квартальных и единых билетов на проезд пассажиров в трамваях, троллейбусах и автобусах. 15 октября 1963 г.
ЦГАСО. Ф. Р-2558. Оп. 10. Д. 1053. Л. 149-152.
Решение исполнительного комитета Куйбышевского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 537 о введении в г. Куйбышеве и городах области месячных, квартальных и единых билетов на проезд пассажиров в трамваях, троллейбусах и автобусах. 15 октября 1963 г.
ЦГАСО. Ф. Р-2558. Оп. 10. Д. 1053. Л. 149-152.
Решение исполнительного комитета Куйбышевского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 537 о введении в г. Куйбышеве и городах области месячных, квартальных и единых билетов на проезд пассажиров в трамваях, троллейбусах и автобусах. 15 октября 1963 г.
ЦГАСО. Ф. Р-2558. Оп. 10. Д. 1053. Л. 149-152.